Еще совсем недавно к ним можно было причислить и ЗИЛ с Volvo, но сегодня они лишь обслуживают ранее собранные модели. Сторонних фирм-модификаторов (ретрофитеров) гораздо больше: в мире их насчитывается несколько десятков. Главное различие между ними и заводскими бронеавтомобилями – подход к конструкции и цена.

Сергей Суховский Ретрофитеры готовы воплотить в жизнь любой каприз заказчика, строят бронеавтомобиль за пару-тройку месяцев, при этом их продукция дешевле заводских моделей. Американский O`Gara, немецкий Trasco, итальянский Fontauto, бельгийский Carat Duchatelet приобретают (или получают от заказчика) стандартный автомобиль, разбирают его и инсталлируют бронелисты, пуленепробиваемые стекла, кевларовые маты и т. д. Столь серьезное увеличение веса требует кардинальной переработки как структуры кузова, так и подвески и тормозной системы, что, как правило, может сделать только автопроизводитель. У Audi, BMW, Mercedes и Maybach все иначе: броня "вживляется" в структуру кузова при его постройке, то есть является несущим элементом, а шасси зачастую разрабатывается заново – от подвески до тормозов. Разумеется, частникам такое не под силу и не по карману, поэтому у их авто в скором времени начинают проседать двери и подвески, а тормоза приказывают долго жить уже через год-полтора активной эксплуатации. Автопроизводители же в состоянии заменить, например, алюминиевые детали подвески стальными и перепрограммировать антиблокировочную и антипробуксовочную системы в соответствии с увеличившимся весом.


Более того, Audi, BMW и Mercedes разрабатывают бронированные версии своих флагманских седанов (это самые популярные президентские автомобили в мире) параллельно с гражданскими. То есть не только усиливают конструкцию, но и перед поставкой на конвейер (спецкузовы собирают на том же конвейере, что и обычные) испытывают бронеавтомобили (панцервагены) по полной программе. Проводят краш-тесты, вытрясают душу на вибростендах, сутками поливают горячей водой и студят в морозильниках. И в качестве бонуса расстреливают на сертифицированных бундесверовских полигонах.

Разумеется, ни у одного ретрофитера – даже у защищающего американских президентов O`Gara – нет средств на столь масштабные испытания. Зато частники могут "забронировать" любой автомобиль, даже стретч, а автопроизводители выпускают лишь несколько моделей. Например, у BMW это Х5, 330-я, 530-я и 760-я модели. Цены и сроки исполнения заказа у автопроизводителей, естественно, больше, чем у частников. Так, в Украине цена бронированного S600 начинается от 560 тыс. евро.

Но после целой череды покушений в 1990-х клиенты поняли, что экономить на собственной безопасности – себе в убыток, и сегодня ретрофитеры бронируют автомобили тех марок, которые не имеют "пуленепробиваемых" подразделений: Cadillac (Escalade), Lincoln (Town Car), Rolls-Royce (Phantom, Park Ward), Toyota (Land Cruiser). А если из ворот Trasco или Carat Duchatelet выезжает Mercedes или Maybach, то, скорее всего, частники просто доукомплектовывают броневики, построенные в заводских условиях. Другой вариант – особенности продажи броневиков. Автопроизводители не продают их, мягко говоря, случайным покупателям с темной репутацией. Ретрофитеры не столь щепетильны, но определиться с подрядчиком – только половина дела. Нужно еще понять, защита какого уровня необходима, то есть от выстрела из какого оружия и какими боеприпасами. Классы В1-В3 спасут разве что от выстрела из мелкокалиберной винтовки и пистолета, поэтому у автопроизводителей минимальный (сами они называют его легким) уровень бронирования – В4, противостоящий обстрелу револьверными пулями 44-го калибра. Благодаря широкому применению композитов "четверки" тяжелее своих гражданских собратьев всего на 300-400 кг. Но обстрела из пистолета ТТ такая защита не держит. А вот классы В6 и В7 (защита от пуль автоматической винтовки М16 А1 и калашниковского калибра 7,62х51 со свинцовым и стальным сердечниками, а также от ручных гранат) – это уже тяжелое бронирование: толщина четырехслойных бронестекол (с дополнительной "подкладкой" из поликарбоната, предохраняющей от осколков) – 46-55 мм, бронелистов из двух слоев высокопрочной стали – 8 мм. Итоговая прибавка в весе – порядка 1,3-1,5 т, так что здесь принцип "кашу маслом не испортишь" не работает.

Формально автомобиль можно защитить даже от выстрела из базуки, но тогда, скорее всего, он не сможет обогнать и пешехода. Класс защиты определяется таким банальным методом, как статистический учет покушений. А статистика, как писали Ильф и Петров, знает все. Например, что при покушениях гранатомет использовался только дважды: при покушении в 1955 году на никарагуанского диктатора Анастасио Сомосу и на президента Грузии Эдуарда Шеварднадзе в 1998-м. И что стреляют в основном в упор и через окна, двигаясь параллельным курсом – а значит, и автомобиль целесообразнее защищать не "оптом", а избирательно. Поэтому в отличие от салона (двери, окна, стойки), двигатель, багажный отсек и днище обычно не бронируют, а крышу защищают лишь от выстрелов под углом до 20°. Так получается намного легче и пассивная безопасность остается не хуже, чем у серийных машин. Потому что если весь кузов будет несминаемым, то не останется деформируемых зон, поглощающих энергию удара при столкновении.

А вот перед чем бессилен бронированный по самому последнему слову автомобиль, так это взрывчатка – полукилограммового бруска пластида достаточно. Зато ни поджог, ни газовая атака не страшны: автопроизводители в обязательном порядке оборудуют машины автономными системами пожаротушения и фильтрации, которой должно хватить на пять минут – считается, что этого достаточно, чтобы покинуть место газовой атаки.

Для G- и S-класса есть еще более высокий класс защиты – так называемый В7+. Формально он противостоит выстрелу из АКМ пулей с термоупрочненным сердечником, но, судя по тому, что в 1998 году защищенный по такому классу "шестисотый" Эдуарда Шеварднадзе выдержал атаку из гранатометов "Муха", РПГ-7 и пулеметов, В7+ умеет гораздо больше.

Фото: WWW.AUDI-MEDIASERVICES.COM
Audi A8 W12 Security
Audi

"Кольца" занимаются панцервагенами с 1928 года: тогда для частного заказчика был построен представительский Horch 8 Typ 375 с защитой от револьверных пуль. Современная линейка бронированных "колец" носит название Security и включает седан Audi A6, внедорожник Q7 и лимузины A8 в стандартной и удлиненной версиях. Уровни защиты – от B4 до B7. Флагманский A8 W12 Quattro (B6/В7; 554 тыс. евро) оснащен 9-миллиметровым броневым "сэндвичем", 52-миллиметровыми стеклами, антимагнитными алюминиевыми кузовом и днищем, к которым не прилипает взрывчатка. От конкурентов "восьмерка" отличается в первую очередь наличием полноприводной трансмиссии и системой экстренного выхода: если двери заклинивает – гидравлика "отстреливает" их наружу.

Фото: WWW.PRESS.BMWGROUP.COM
BMW X5 Security
BMW

Баварцы начали бронировать свои автомобили только в 1978 году. Сегодня в цехах в Дингольфингене бронируют 330i Security (класс B4; 110-120 тыс. евро), 530i Security (класс В4; 120-140 тыс. евро), внедорожник Х5 Security (класс B4+; 180-200 тыс. евро) и флагманский лимузин BMW 760Li High Security (классы В6/В7; 600-650 тыс. евро). Внедорожник собирают в американском Спартанбурге, а бронируют в мексиканской Толуке стеклами, стальными "сэндвичами" и кевларовыми панелями из Германии и Италии. И дело не только в дешевой рабочей силе: в начале XXI века именно Мексика отобрала у России первенство по продажам броневиков. Кстати, баварцы предлагают своеобразный trade-in: через семь лет эксплуатации владелец может сдать свой панцерваген дилеру BMW по программе buy-back по остаточной стоимости.

Фото: WWW.MEDIA.DAIMLER.COM
Mercedes S600 Guard
Mercedes

Хотя Mercedes и производит панцервагены более 80 лет, для компании эта отрасль, скорее, вопрос имиджа, нежели прибыли, иначе в Зиндельфингене собирали бы исключительно инкассаторские Sprinter, которые сотнями продаются по всему миру. А бронированные лимузины и внедорожники (в Mercedes их традиционно именуют Guard) для канцлеров, президентов и папы римского – кроме всего прочего еще и огромная ответственность. Если комиссия, занимающаяся расследованием того или иного покушения, сочтет, что в смерти или увечьях пострадавших виноват производитель, об этом тут же узнает весь мир. На сегодня в линейке Guard – броневики сразу трех семейств. "Младшенький" E-Guard – седаны Е320 и Е500, подготовленные по уровню В4. S-Guard – это седаны и лимузины S500 и S600 (от 560 тыс. евро) в длиннобазных версиях, уровни защиты – от В4 до В7. G-Guard – соответственно, внедорожник G500 со стандартной и удлиненной базой, который обычно бронируют по высшему, седьмому классу (от 400 тыс. евро). Его бронируют там же, где и собирают,– в австрийском Граце.

Фото: WW.MEDIA.DAIMLER.COM
Maybach 62Guard
Maybach

Под Штутгартом одевают в доспехи роскошные лимузины Maybach в длиннобазной версии. Внешне Maybach 62 Guard (стоимость объявляется по запросу) отличается только отсутствием панорамной стеклянной крыши, прибавка веса – лишь 325 кг. Правда, уровень защиты всего В4.






История вопроса
Первое же покушение на человека, ехавшего в автомобиле, переписало мировую историю. В 1914 году террористы расстреляли эрцгерцога Фердинанда с супругой в их Gref und Stift, что дало Германии повод развязать первую мировую войну. Затяжные военные действия послужили катализатором развития услуг по бронированию сугубо гражданских автомобилей. Интересно, что на момент покушения на эрцгерцога именно австро-венгерские и немецкие фирмы – Austro-Daimler, Mercedes, Nesselsdorfer, Opel – дальше других продвинулись в области создания панцервагенов (бронеавтомобилей), предлагая модели сразу с несколькими уровнями защиты.

Второе дыхание гражданские броневики получили в конце 1920-х, во времена сухого закона. Сначала бутлегеры, промышлявшие контрабандой виски, защищали свои фургоны кустарным способом. Причем не кабины, а кузовы: одного-двух выстрелов из дробовика могло оказаться достаточно, чтобы нанести серьезный урон всей партии товара. В результате появились инкассационные автомобили, предназначенные для перевозки ценных грузов.

С легкой руки Аль Капоне гангстерские главари, промышлявшие контрабандой спиртного, пересели на Cadillac, Duesenberg, Rolls-Royce (в те времена "роллсы" собирали и в США) и другие лимузины. Выбор такой роскошной техники объяснялся не столько бандитским "форсом", сколько необходимым запасом прочности и мощности: в те времена бронирование утяжеляло автомобиль на 300-500 кг.

Наиболее совершенным с точки зрения защиты и конструкции панцервагеном – Packard – владел поклонник американских автомобилей Иосиф Сталин. Если в гангстерских лимузинах бронелисты крепились в дверных картах и боковинах кузова, то сталинский "броненосец" представлял собой полноценный панцерваген: его цельный бронекорпус снаружи был покрыт кузовными панелями из обычного тонкого стального листа. Позже по такому же принципу строили зиловские правительственные "членовозы". Именно Сталин был первым главой государства, официально использовавшим броневик не в качестве трибуны для выступлений, а как повседневный транспорт. В 1938-м его примеру последовал Адольф Гитлер, для которого Daimler-Benz подготовил защищенный по высшему классу – от автоматной очереди – компрессорный Grosser Mercedes 770.


Переглядів: 3904
Поширень: 0