Известная винницкая писанкарка, заведующая кафедрой этнологии Винницкого государственного педагогического университета Татьяна Пирус устроила выставку народной куклы Подолья. Экспонатами стали куклы из ее личной коллекции и фонда учебно-научной лаборатории университета. Помещение для выставки предоставил Винницкий областной краеведческий музей.

Много лет Татьяна Петровна с большой любовью сохраняла дома не только свои, но материнские и даже бабушкины игрушки. А потом решила собирать этнографический материал в Винницкой и Хмельницкой областях, чтобы вернуть подольской народной кукле былую славу. Ныне в коллекции мастерицы около ста кукол из ткани, ниток, бумаги, глины, соломы, дерева, кукурузы и даже засушенной травы.

— Одна я не могла так быстро собрать их, — говорила Татьяна Петровна. — Помогали старые подолянки, которые держат у себя дома игрушки нескольких поколений, и студенты, присоединившиеся к поискам. И я пришла к выводу: наша подольская кукла уникальна! И каждая имеет свою историю.

Как-то один мой студент привез куклу от своей бабушки, которая живет в Барском районе, — продолжала Пирус. — Это поразительно. Бабушка родилась в 1917 году, а куклу шила без очков. У этой женщины за плечами три голодомора, тяжелейшая война, но она все равно полна нежности, доброты и внимания к людям.

У разных поколений украинцев детство было разным: у одних — безоблачным, у других — с голодными буднями, ужасами разрухи и страхом войны. Однако во все времена неизменным атрибутом их детских лет оставалась кукла.

Было время, когда игрушки расценивались как недоступная роскошь. И даже мальчики, а не только девочки, забавлялись куклами, изготовленными из кукурузы или деревяшки, замотанной в ткань. Ребята были неразлучны с ними и в школе. Став взрослыми, с особым чувством берут их в руки.

Подольская кукла воплощает в себе особенности этнической педагогики, народные представления о жизни и верования. Поэтому ее исследования сегодня очень актуальны.

— Научные работники отмечают важность таких кукол в воспитании детей, — рассказывала Татьяна Пирус. — Игрушка, сделанная из природного материала, дарит ребенку больше впечатлений, развивает фантазию. А если мама при ее изготовлении вкладывает всю свою душу, то она для малыша служит еще и оберегом.

На Подолье существовало по меньшей мере пять видов кукол — жованка, грудной младенец, малыш, кукла для сюжетно-ролевых игр и обрядовая. Все они делались из традиционных для народной культуры материалов, по особой технологии и имели определенные признаки — в зависимости от функционального назначения. Так, в отличие от кукол других регионов, на лицах подольских Катерин или Марусь нет креста или ромба, личико беленькое или чуть разрисованное. Куклы серьезные или едва сдерживают улыбку. И очень редко печальные. И хотя бабушки, которые их делали, не изучали ни педагогики, ни психологии, однако подсознательно выдерживали правильные пропорции тела и цвет. Они понимали, что кукла — это вещь, с которой ребенок проводит больше всего времени.

Досадно, отмечала Татьяна Петровна, что современные дети увлечены дорогостоящими Барби или Bratz. Эта безликая импортная пластмасска никогда не заменит ребенку той единственной и особенной куколки, которую сшила мама или которую они изготовили вместе. Сам процесс создания куклы — своеобразная психотерапия, которая даже залечивает у детей психологические раны.

Любая мама может всего за одну минуту “скрутить” из платочка игрушку. Но обязана помнить, что кукла должна быть доброй и красивой, чтобы нести только позитивные эмоции. Ведь ей выпадает важная роль воспитателя.

Хорошо, что секреты создания народной игрушки не утрачены. Много мастериц возрождают эту традицию, проводят мастер-классы. Жаль только, говорила Татьяна Пирус, что наши мотанки, которыми восхищается весь мир, в самой Украине все еще мало популярны.


Переглядів: 3496
Поширень: 0