Чиновникам и экономистам, видящим спасение от нынешнего глобального кризиса в увеличении пенсионного возраста, этот материал читать не надо, дабы не укрепляться в своей правоте. Ибо далеко не у всех винничан хватает здоровья на такой долгий трудовой стаж, как у наших сегодняшних героев, пишет "РЕАЛ".

Что мы знаем о людях, которым большинство горожан по несколько раз на день вверяет свое здоровье и жизнь? Мы обвиняем их в том, что нас трясет и качает. Говорим, что они везут нас, как дрова. Негодуем, когда нам приходится их долго ждать на остановках; а также, когда нам посчастливилось впихнуться в салон, а они на следующей остановке пытаются открыть двери, чтобы осчастливить кого-то еще. Нам сложно понять, почему в салоне жарко и душно осенью, но холодно зимой – мы не верим, что в кабине нет пульта управления кондиционером, и не воспринимаем, что для включения или выключения печки «этому тупице» приходится каждый раз выходить на улицу и колупаться в хвосте старого троллейбуса… А ведь они по сути непризнанные герои.

Знакомьтесь, 73-летняя Людмила Еремеева, чей трудовой стаж в Винницком ТТУ составляет 55 лет:

73-летняя Людмила Еремеева, чей трудовой стаж в Винницком ТТУ составляет 55 лет

- Я коренная винничанка. Окончила женскую 18-ю школу (тогда они еще были раздельными). Есть дети, внуки, много правнуков, все как должно быть. А вот муж мой уже умер, он работал слесарем-электриком…

Маневровым водителем трамвая я работаю с 94-го; то есть, пассажиров я уже не вожу, перегоняю пустые вагоны на кольцевых разворотах, пока водители отдыхают или обедают. Как пенсионерка, работаю неполный трудовой день. До того, с 60-го я была обычным водителем трамвая. А вообще в ТТУ я пришла в 1958-м кондуктором. Помню, в салоне была натянута веревочка – когда пассажиры заходили, они давали с ее помощью звоночек водителю. А трамвай, такой, как сейчас стоит у управления ВТТУ, имел кабины в обоих концах, каждая с двумя выходами – водитель переходил из одной в другую на конечных остановках; круга для разворота не было…

- Мне сложно даже представить, как это все ездило. А рельсы-то где были проложены?

- От старого ж.-д. вокзала на Барское шоссе уже были, а на Электросеть еще нет – только до мединститута, где был разворот…

- Кондуктором тогда сложно было стать?

- Да нет: пришла после 10-го класса, стажировалась у старых кондукторов один раз, и все. А чтобы стать водителем трамвая, окончила трехмесячные курсы. С каждым новым типом трамвая проходила стажировку. Когда я пересела на новые ГДРовские вагоны, кондукторов отменили, ввели кассы на остановках и компостеры в салонах. Цена билета, помню, была 3 копейки, потом подняли до 5.

- Зайцев много было?

- Да нет. Раньше люди платили аккуратно, сами передавали. Это сейчас надо каждого спросить, так еще тебе и нахамят.

- Если помните, какая зарплата в советское время была у водителя, а какая у кондуктора?

- Она, конечно, менялась. Но у водителей я помню зарплату в 120-132 рубля – это было хорошо, можно было и на книжку положить, и посуду купить, и постельное белье... А у кондукторов вспомнить тяжелее, их ведь к 80-м уже не стало, кажется рублей 70-80.

- А сейчас?

- Водитель трамвая в зависимости от стажа и нормы выработки получает около трех тысяч. А кондуктор, если выполнит план, две с лишним, иногда до трех тысяч; у них все зависит от сбора, кто не выполнил план - тысяча. В советские времена у кондукторов тоже были планы…

(Сейчас водитель трамвая за месячную зарплату может купить 2 тысячи билетиков по полторы гривны; в советские времена мог 4 тысячи по 3 копейки, – расчет автора.)

- А квартиры при Союзе водителям давали?

- Давали, но после 20 лет трудового стажа и в порядке очереди. Сейчас в ТТУ тоже есть очередь, и людям, кстати, дают жилье: может, и не квартиры, не знаю, но общежития точно.

- А кто больше зарабатывал: вы или муж?

- Одинаково.

- В аварии вам приходилось попадать?

- Два случая было за мой стаж. В 94-м у меня на Электросети сгорел вагон, к счастью пустой; получилось замыкание высоковольтной системы с низковольтной, я не виновата. Еще раньше был случай, когда пьяная женщина под мой трамвай на велосипеде попала - она выжила, а моей вины там тоже не обнаружили.

- Как добираются рано утром на работу и поздно ночью с работы те, кто развозит всех остальных?

- Есть развозка, дежурный трамвай ходит. Я живу в центре, мне недалеко к линии, быстро добираюсь – чтобы попасть на развозку в 5 утра, встаю в 4. А есть люди, которые живут на окраинах, они несколькими развозками добираются, еще раньше поднимаются. Поэтому после вечерней смены в утреннюю не ставят. Раньше последний трамвай заезжал в депо без 5 минут два часа ночи; сейчас – до 23-24 часов ходят, есть ночная развозка.

- Людмила Георгиевна, не тайна, какая пенсия у водителя трамвая?

- Моя – не тайна: 1741 гривна. Но это с учетом того, что у меня 55 лет трудового стажа, и я каждые два года делаю перерасчет. Знаете, я люблю свою работу, даже очень, но все равно придется когда-то уходить. По дому сама управляюсь, внукам и правнукам помогаю...

- Ваши коллеги рассказали, что вы морж. Это правда?

- Да. Но я купаюсь только зимой, на Бугу на Спартаке два раза в неделю, там постоянно прорубь поддерживают даже в сильные морозы.

- А почему только зимой?

- Потому что летом там купаются собаки, коты и бомжи - грязно…

Следующий собеседник «РЕАЛа» Павел Яковчук гоняет троллейбусы уже 42 года. А наш разговор начался с классической оговорки по Фрейду:

Павел Яковчук 42 года за баранкой троллейбуса

- Как раз 15 октября 2013-го, в день рождения Лермонтова, мне исполняется 16, ой, извините, 66 лет (смеется). Я родился в очень красивом селе Нападовка Липовецкого района. По первой профессии - водитель, в армии отслужил шофером, объездил половину Союза. После службы работал на молоковозе в колхозе. В Винницу я перебрался в 68-м, работал на 45-м заводе токарем, мне новенький станок дали. Но я очень тосковал за рулем, потому вскоре устроился на курсы в ТТУ. Но с завода меня не отпускали; тогда ведь так просто нельзя было – взять и уйти. Пришлось соврать, что я уезжаю в Полтаву.

- Но они ведь узнали, что вы их обманули? Винница – город маленький, тем более что ваша работа фактически публичная.

- Конечно, узнали. Вызвали на завод, но только, чтобы премию вручить, потому что я хорошо работал. А троллейбусы вожу с 72 года. И жена диспетчером работала…

- Павел Тадеевич, помните свой первый троллейбус?

- Как сейчас! «Киевлянка»! Я на ней года 4 проездил. Эти списанные троллейбусы нам из Киева фактически нелегально передали. Тогда автобусы не могли перевезти всех пассажиров Винницы, и городские власти сначала запустили троллейбусы, а потом уже ввели их в эксплуатацию. Некоторые начальники из-за этого даже «полетели» по партийной линии.

После «Киевлянки» появился новый тип троллейбуса – ЗИЛ-9, двухдверный. Я на нем проездил еще лет 9. А с тех пор езжу вот на этой «старушке» (аккуратный и покрашенный троллейбус старого типа №266).

- А вы свой троллейбус сами ремонтируете?

- У нас вообще двое водителей на одну машину. А ремонтом занимаются специальные бригады. Но водители им помогают – в конце концов, мы ездим на машине и хорошо ее знаем. Раз в неделю каждый троллейбус проходит ТО. А мой 266-й может скоро пойти на капитально-восстановительный ремонт: полностью переваривается рама – фактически новый троллейбус получается.

- На троллейбусе намного тяжелее ездить, чем на трамвае?

- Конечно! Трамвай – машина не хитрая - едешь себе по рельсам и все. А нам надо одновременно следить и за дорогой внизу, и за дорогой вверху.

- В смысле, вверху?

- За электрической линией и токоприемниками! Чуть зазеваешься, тут же штанги слетают.

- А, ну да. Но зарплата у вас больше?

- У водителя троллейбуса первого класса (самый высокий из трех) - до 4-х тысяч.

- А сколько ваши кондуктора получают?

- В среднем, мне кажется, меньше, чем на трамваях – до двух тысяч. В трамваях салоны просторнее, пассажиров больше помещается. К тому же как-то так получается, что в трамваях ездят более интеллигентные люди - аккуратнее платят за проезд. А в троллейбусах надо каждого за руку дернуть. В трамваях даже иногда кондукторы получают больше водителей; на троллейбусах такого не бывает. К тому же у нас выше риск получить травму: машин на дорогах с каждым годом становится все больше, ездить все сложнее, и подрезают, и что только не творят… Постоянно дергаешь и шарпаешь этот троллейбус, полный людей.

- Павел Тадеевич, не помните, где была первая троллейбусная линия в Виннице?

- От Центрального автовокзала до Зои Ткаченко, там, где Семенной завод на Замостье. Остановка названа в честь моей коллеги – там позже была авария с бензовозом, он взорвался, она открыла двери, люди успели выбежать, а она нет – от удара перекосились двери водителя, она их дергала, пока не упала; троллейбус сгорел, и она сгорела…

А потом появилась линия от Урожая к тюрьме и дальше к ж.-д. вокзалу. Я как раз получил второй класс, и мне разрешили ездить по улице Ленина.

- А у вас лично были какие-то аварии или эксцессы на маршруте?

- Когда-то про меня в местных газетах писали. В начале 80-х в 30-градусный мороз лопнуло лобовое стекло, но я довез людей на конечную остановку, хотя по инструкции должен был высадить пассажиров. Правда, пневмонию потом долго лечил.

Еще был один случай, когда я ехал со стажером, и он на перекрестке на Юности на зеленый свет тронулся, а перед нами машина «задумалась» - мы ее чуть помяли, хотя тут же и затормозили. У нас в салоне одна женщина упала. Разбирались, следователи вызывали нас на допросы, решили, что мы не виноваты…

А вообще транспорта становится все больше, работать сложнее. Рисков много. Например, слетит со штанги мелкая запчасть, упадет на машину, поцарапает – водитель троллейбуса платит за ремонт. Впрочем, у меня таких проблем пока не было. Водителю надо быть в спортивной форме, иметь хорошую реакцию. Если бы я не был достаточно энергичным, меня давно уже попросили на пенсию.

- С пассажирами часто возникают недоразумения?

- У меня – нет! Если даже пассажир тысячу раз виноват, в конечном итоге он все равно прав. Как в торговле: клиент всегда прав. Я никогда на людей не обижался и ничего им не доказывал. И всем коллегам советую, в том числе и кондукторам. Спросите у начальства: на меня жалоб никогда не было, а благодарности – есть.

- Павел Тадеевич, на работу вам далеко добираться?

- А вот тут рядышком с троллейбусным депо общежитие мне выделили. Квартиру я не успел получить, и частично сам в этом виноват…

- У вас есть хобби?

- Рыбалка! Даже лодку недавно заимел, которой в области ни у кого нет – «Иволга» называется. Но я на ней еще не выходил, нет времени. А вообще я на Бугу большую рыбу ловил, например, с моста на объездной судака, сома…



Переглядів: 12376
Поширень: 0