Сергей Параджанов “повязан” с нашим краем не только физически, но и ментально. Как кино режиссер он состоялся прежде всего благодаря экранизации произведения другого великого подолянина Михаила Коцюбинского «Тени забытых предков». Тяга Параджанова к творчеству великого Солнцепоклонника не была случайной или эпизодической. Режиссер работал еще над одним произведением Коцюбинского «Intermezzo». Его сценарий был принят и оплачен на студии Довженка, но к сожалению так и остался нереализованной мечтой. За гражданскую позицию и за преследования, которым он за неё подвергался, Параджанова называли «армянином, родившимся в Грузии и сидевшим в русской тюрьме за украинский национализм». Ради красного словца увы была несколько искажена правда. На самом деле всемирно признанный мастер кино сидел не в русской тюрьме, а у нас на Подолье.

Сергей Иосифович Параджанов

Сергей Иосифович Параджанов родился в Тбилиси 9 января 1924 года в семье антиквара Овсепа Параджанова. В 1942—1945 годах он учился на вокальном отделении Тбилисской консерватории и на строительном факультете Тбилисского института инженеров железнодорожного транспорта. В 1949 году устроился ассистентом режиссёра на Киевскую киностудию имени Довженко, где и проработал до 1960 года; затем был режиссёром на студиях «Арменфильм» и «Грузия-фильм».

В 1952 году Сергей Параджанов окончил режиссёрский факультет ВГИКа, где учился в мастерской И. Савченко; его дипломной работой стал фильм «Молдавская сказка». Дебютом режиссёра в кино стал фильм «Андриеш», затем, помимо нескольких художественных картин, он снял ряд документальных и научно-популярных картин — «Наталия Ужвий», «Думка», «Золотые руки».

В 1965 году по мотивам произведений Михаила Коцюбинского Сергей Параджанов поставил фильм «Тени забытых предков» о жизни гуцула Ивана. Эта картина поражает накалом народных страстей и изобразительной выразительностью. На нескольких международных кинофестивалях фильм удостоился премий, и имя Параджанова приобрело немалую известность.

Ещё более новаторской с точки зрения изобразительного ряда стала другая работа режиссёра и сценариста — «Цвет граната». В фильме, состоящем из нескольких миниатюр, он воссоздал биографию тбилисского армянского поэта Саят-Новы на колоритном историческом фоне средневекового Кавказа.

В 1984 году Сергей Параджанов поставил по грузинской народной легенде фильм «Легенда о Сурамской крепости», а в 1988 году вышла его последняя законченная картина — «Ашик-кериб», снятая по мотивам одноименной поэмы М. Ю. Лермонтова.

В 1965—1968 годах Параджанов вместе с другими известными деятелями украинской науки и культуры, протестуя против массовых политических арестов в Украинской ССР, обращался в высшие партийные и государственные органы с требованием разъяснить причины преследований украинских интеллектуалов и выступал за проведение открытых судебных процессов, которое должно было бы обеспечить справедливость рассмотрения дел. В 1968 г. его подпись под Письмом 139 интеллектуалов против незаконных политических процессов стояла первой. Неоднократно высказывался за соблюдение свободы слова в печати. Испытав преследования и, пытаясь избежать ареста, был вынужден выехать в Армянскую ССР.

В 1971 году вернулся в Киев. 17 декабря 1973 года кинорежиссёр был арестован по обвинению в мужеложстве с применением насилия (статья 122 Уголовного Кодекса Украинской ССР, части 1, 2). Согласно материалам дела, сам Параджанов не скрывал своей ориентации от окружающих. Однако среди близко знавших Параджанова людей мнения расходятся. Одни считают, что гомосексуализм имел место, другие отрицают это. В качестве веского аргумента второй версии (традиционной ориентации Параджанова) высказывается мнение, что Параджанов по своей психологической сути был «провокатором», любителем эпатажа. В его окружении всегда было много людей, к которым режиссёр относился прежде всего как к аудитории. Параджанов часто устраивал перед ними маленькие спектакли, во время которых зрители с трудом различали, где в его словах правда, а где вымысел. Например, в одном случае он мог рассказать о том, как переспал с известной киноактрисой, а в другом — как он соблазнил известного художника. Параджанову нравилось, что люди неискушенные принимали его слова за истину.

Однажды в интервью датской газете он в шутку заявил, что его благосклонности добивались аж два десятка членов ЦК КПСС. Это интервью было многократно растиражировано и, естественно, не осталось без внимания советской партийной верхушки. Сверху была спущена команда посадить его, инкриминировав ему «гомосексуализм». Из нескольких подобранных для судебного процесса свидетелей, только один согласился дать показания об «изнасиловании». Другие отказались. Давление на свидетелей было столь велико, что один из них, архитектор Михаил Сенин, после беседы в киевском КГБ покончил с собой.

В последнем слове на суде он сказал: “Я приношу свои извинения конвою, этим прелестным мальчикам, которые слушали всю эту грязь. Прошу суд вынести справедливый приговор”. В итоге Параджанов был приговорен к пяти годам заключения. За эти годы он сменил более четырех десятков зон и тюрем. Значительную часть своего срока он отсидел в Винницкой области, в частности в печально известно Губнике под Гайсином.

Известный украински метр кино Сергей Ильенко рассказывает: “После выхода из зоны Сергей несколько раз нелегально (официально ему это было запрещено) приезжал в Киев. Мы встречались и именно тогда он мне надиктовал на магнитофон свои зэковские рассказы. И сказал: “Я тебе их дарю!” Я использовал 12 сюжетов (всего их было больше), свел в один и фамилию Параджанова поставил, как соавтора сценария. В итоге снял фильм “Лебединое озеро. Зона”, который, как известно, получил два приза на Каннском фестивале.

Некоторые из имеющихся у меня кассет я никогда не буду цитировать, потому что там содержание просто страшное. О его жизни там, на зоне... О системе “опускания” человека, которая его уничтожает полностью морально...

Сергей не только сам через это прошел, но был и исполнителем, его принуждали. Параджанова несколько раз переводили из зоны в зону. Он рассказывал, что это было самое страшное — когда ночью за ногу тянут охранники, мол, вставай, тебя переводят... А на новой зоне — опять процедура “опускания”, все муки и унижения сначала... Зон этих было много, сколько точно, не скажу, но когда я снимал фильм “Лебединое озеро. Зона”, я объехал 42 зоны. И во многих нашлись следы пребывания Сергея Параджанова.

У него на зоне как-то был сердечный приступ. Попал в больничку и там его узнал врач, который видел “Тени...”, был в восторге от фильма. И этот доктор сказал: “Сергей Иосифович, никогда не соглашайтесь ни на какие уколы на зоне. Потому что есть команда ввести вам раствор гипса! А это тромб и остановка сердца...” Сергей это запомнил и уколы себе, даже после зоны, всегда делал сам. Он был диабетик, ему требовался инсулин и я видел, как он колол его себе прямо через рубашку в живот... По его словам, это такой зэковский способ, считается, что если через рубашку, то она становится неким фильтром от инфекции. Вместо протирки спиртом...

Когда Луи Арагон и другие деятели искусства обратились к советскому руководству с просьбой освободить Параджанова, то Брежнев к их мнению прислушался и такую команду дал. Но... Сергея никак не могли найти на зоне — оказалось, что он был зэком без номера! Уничтожили все документы о его пребывания на зонах, потому что было негласное указание — он не должен был выйти на свободу никогда.”.

Благодаря международной кампании протеста (обращения подписали Франсуа Трюффо, Жан-Люк Годар, Федерико Феллини, Лукино Висконти, Роберто Росселлини, Микеланджело Антониони) Сергей Параджанов был освобождён 30 декабря 1977 года. Ввиду запрета жить на Украине Параджанов поселился в Тбилиси. Там его ждало новое уголовное дело и новый срок. В общей сумме Параджанов отсидел 15 лет своей жизни.

Сергей Параджанов был универсальным гением. Он также писал сценарии и был художником. Огромное количество рисунков и коллажей были сделаны на зоне.

Скончался Сергей Параджанов от рака лёгкого 21 июля 1990 года в Ереване. Похоронен в пантеоне парка им. Комитаса.

Параджанов — народный артист УССР (с 1990 года), лауреат Госпремии Украины им. Т. Шевченко (посмертно, 1991 г.) В 1992 году знаменитому документальному фильму «Параджанов: Последняя весна», в котором сохраняется оригинальный негатив последнего, незаконченного фильма Параджанова «Исповедь», была вручена премия «Ника».

Решением ЮНЕСКО 1999 год был назван его годом. Его имя также присвоено планете № 3963.


Переглядів: 4388
Поширень: 0