Трамвай «Gotha»Многие помнят, какой бум был в 90-е гг. на бэушные иномарки. Новых тогда (да и денег, собственно, тоже) еще не было, и люди толпами пересаживались из осточертевших «тазиков» в поюзанные, но все равно гораздо комфортабельнее «мерседесы» и «фольксвагены». История сделала круг и повторилась - теперь уже с трамваями б\\у.

Вот только деньги в данном случае уже не из личного кармана, а бюджетные. Соответственно, больше к ним и внимания, в т.ч. скандального, поскольку пересаживание пересаживанию – рознь.

Так, если Винница полностью сменила свой парк на швейцарские «Миражи» за «спасибо», получив их даром от муниципалитета Цюриха, то Днепропетровску 48 немецких вагонов обошлись уже в 17,5 миллионов гривен, взятых в кредит под 18% годовых.

Причем, оказались они не чистокровными «бундесами», а чешскими Tatra T4D, которые поставлялись еще социалистическими чехами в еще социалистическую ГДР. Узкоколейными (т.е. под евроколею) и соответственно узкокузовными – не самыми удобными. Понятно, что их переделка, замена тележек и устаревшей даже по украинским меркам неэкономичной резисторной системы управления тоже влетит в копеечку.

Швейцарский "циклопик"Все это послужило поводом для народного депутата Святослава Олейника обратиться в органы с целью расследовать обстоятельства данной покупки. - «Винница получила в подарок такие трамваи. Мы же отдали около 2 млн евро за то, что они к нам доехали. По этому поводу я обратился в прокуратуру Германии как член днепропетровской громады… От нашей прокуратуры я буду ждать ответа в течение десяти дней, от немецкой надеюсь получить ответ в течении месяца», - заявил Олейник.

Не приходится удивляться, что уязвленные чиновники бросились разоблачать винничан, объявив их «спецоперацию» с Цюрихом... пиаром. Зря, конечно. Ведь запчастей для ремонта злополучных «Татр» уже не выпускают и затовариваться такими оптимально как раз в Виннице, которая после «швейцарской модернизации» списала вчистую с маршрутов больше сотни своих «чехов». Разоблачали бы лучше своего нардепа с его собственным пиаром вокруг якобы злостной закупки трамваев б\\у.

Да, еще совсем недавно в Германии стоило денег сдать в утиль какую-либо старую железяку, почему бюргеры охотно отдавали те же машины за копейки, а то и вовсе дарили их гражданам с Востока. Сейчас металл подорожал настолько, что с лихвой окупает цену утилизации. А старые трамваи – это ведь сплошное железо. Тоннами!

Причем, выкупают их в бывшей Восточной Германии и та же Алма-Ата, и Владикавказ, и Смоленск, и Волгоград, и Нижний Новгород… В такой ситуации уже не перебирать приходится, а хватать, что под руку подворачивается. Узкоколейные, ширококолейные – дома работяги все переделают, было бы к чему руки приложить.Такие трамваи научились делать в Белоруссии совместно с немцами

Винница же, трамвайно-тролейбусное хозяйство которой считается лучшим в Украине, благодаря такой репутации просто сумела выиграть конкурс на бесплатную поставку вагонов среди прочих городов Восточной Европы. Молодцы, конечно, но – это исключение.

Кстати, что самое грустное в этой истории – днепропетровский ЮМЗ может выпускать собственные трамваи, производство которых налаживалось с чехами. Но получилось, как у нас часто бывает: отечественные трамваи оказались дороже аналогичных чешских, но - с украинским качеством.

В других городах ситуация сегодня мало чем отличается, даже в Киеве. Исключением, пожалуй, только Донецк, который позволяет себе ежегодно закупать по по 5–10 новых трамваев. В других городах в лучшем случае пытаются модернизировать состав подручными средствами, либо просто уповают на авось. Отсюда и происходит особый интерес к теме со стороны Винницы, готовой хоть сейчас уступить желающим 50 чешских «Татр». По 200 тысяч грн в их нынешнем состоянии, за 500 тысяч – с капремонтом, и за 1,2 миллиона – модернизированные.

Изначально прозрачные намеки адресовались только Львову, Житомиру и Евпатории, где проложена такая же евроколея, как и в Виннице. Но сподобились на пяток вагонов только соседи-житомиряне. Гоноровый Львов однозначно не тянет новые трамваи за 1,2- 1,5 млн евро, но и кататься на б\\у из «какой-то Винницы» ему не позволяют, похоже, амбиции. Поэтому галичане наверняка продолжат закупку списанных трамваев у немцев – такое же б\\у, зато «без пробега по Украине».

Чешский "немец"А у Евпатории, где до сих пор еще бегают немецкие «Gotha», – самые старые трамваи в Украине (в Виннице такие списали еще в середине 70-х) – просто тупо не было денег. На днях, осознав угрозу полной остановки трамваев в здравнице, крымский Совмин пообещал выделить 40 млн грн на их ремонт. Достанется этот заказ днепропетровскому ЮМЗ или же винницкому ТТУ, обладающему самой мощной ремонтной базой в Украине, станет известно уже на днях.

Зато опыт днепропетровской закупки и критическое сужение выбора в Европе показали, что даже размер колеи не столь важен, если в большинстве городов трамваи уже доживают последние запасы ресурса. Почему винницкий мер Владимир Гройсман и не упустил возможности показать парк своих чешских трамваев «на выданье» вице-премьеру Колесникову, когда тот приезжал в Винницу. Колесников обещал подумать.

А почему бы и нет? В Милане, в том же Лиссабоне до сих пор ездят вагоны вообще 20–30-х годов. Главное, качественно их ремонтировать и вовремя модернизировать.Швейцарские "Миражи" в Виннице

К тому же, проблемы самого экологически чистого вида транспорта – не только в новых вагонах. Нужны и малошумные рельсы, и постоянный уход – в той же Швейцарии рельсы шлифуют дважды в день, вот трамваи там и не грохочут. Кстати, в Виннице уже успели частично переложить рельсы по бесшумной технологии, – теперь и машинам легче ездить, и трамваи не так шумят.

Главное, хоть с чего-то и не откладывая на завтра начинать спасение электротранспорта. Пусть будет лучше б/у, чем совсем ничего. А там, глядишь, и новые трамваи сможем покупать. Если не в Европе, то в Белоруси, а то и в своем Днепропетровске. Хочется верить…


Переглядів: 7027
Поширень: 0