Можете себе представить город, жители которого платят только за те коммунальные услуги, которые реально получают? Предприниматели здесь регистрируются в «едином окне». Для получения каких-то разрешений в мэрии не нужно бегать по кабинетам. Тут практически нет взяток, работа чиновников компьютеризирована, и где сейчас запрос конкретного человека, можно узнать по Интернету. Горожане массово пользуются электротранспортом, который ходит почти так же регулярно, как поезда метро. Небольшие аварии коммунальные службы после одного телефонного звонка ликвидируют за три часа. Ну а с мэром города можно пообщаться, просто написав ему электронное письмо. Представили? Скажете, что в нашей стране это невозможно? Ошибаетесь!

Уже сегодня Винница немного напоминает город будущего: здесь местные власти смогли решить ряд насущных вопросов, которые во многих других городах страны кажутся непреодолимыми проблемами. При этом внедряются передовые информационные технологии, и становится понятно, как может выглядеть так называемый «электронный город». Кстати, это упростило жизнь не только горожанам, но и самим властям. Значит, игра стоит свеч!

Оперативное реагирование

Многие жители крупных городов знакомы с работой муниципальных горячих линий, колл-центров и знаменитой «службы помощи мэра киевлянам». В основном они принимают жалобы и обращения горожан по поводу различных коммунальных проблем.

В Виннице отдел оперативной обработки информации «Горячая линия» был создан еще в 2006 году. Тогда виннитчане получили возможность сообщать о разных проблемах в специальную службу, которая не только фиксирует информацию, но и передает ее в ЖЭКи, контролирует сроки и качество исполнения. После этого горожанину сообщают о состоянии дела, а если ситуация требует много времени и финансов, она остается на контроле сотрудников отдела до полного ее решения.

В той же базе данных фиксируются и звонки, которые поступают в отдел оперативного реагирования «Цілодобова варта». Сюда стекается информация по всем проблемным ситуациям в городе, люди могут сообщить как о прорыве теплосети или отключении света, так и о некорректном поведении водителя маршрутки. Последние могут получить штрафные баллы по специальной шкале, например, за курение или разговор по телефону во время езды, неопрятный внешний вид или слишком громкую музыку. Для удобства горожан существует также возможность бесплатно позвонить сюда с городского таксофона или по короткому номеру с сетей ряда мобильных операторов. Здесь же круглосуточно принимает звонки и психолог.

Необычное начинается с момента обработки звонков. Перед каждым оператором «Цілодобової варти» три монитора, на которых он может найти справочную информацию, отследить состояние городских сетей и служб, внести обращение в базу данных. Это дает возможность контролировать сроки и качество устранения аварий. Также диспетчеры этой службы могут оперативно связаться со своими коллегами с разных предприятий и сообщить о неполадках. Существует и специальное распоряжение мэра, согласно которому небольшие аварийные ситуации должны быть устранены в течение трех часов. По словам руководителя отдела Антонины Иващук, несколько лет назад за сутки к ним поступало 20–30 звонков, а сейчас их количество увеличилось до 1,5 тыс. И дело тут не в количестве проблем, а в том, что, во-первых, горожане теперь более проинформированы о возможностях информслужб, а во-вторых, убедились в результативности их работы.

Геоинформационная система

Когда поступает звонок в отдел оперативного реагирования, например, об отсутствии воды, позвонивший называет адрес, который заносится в систему. И тотчас же на интерактивной карте города загорается точка, которая сигнализирует: там что-то случилось. Она будет гореть до тех пор, пока авария не будет ликвидирована.

Эта технология не только экономит время для изучения ситуации, но и дает представление о том, что, где, и как происходит, – подчеркивает заместитель городского головы Винницы Владимир Слишинский. А поскольку эти базы данных создавались на протяжении длительного времени, можно посмотреть аналитику по определенному участку, по направлению или проблематике. И сделать выводы – что нужно делать в городе, чтобы улучшить его жизнедеятельность.

Электронная карта города и являет собой геоинформационную систему (ГИС). На этой карте каждое управление имеет свой слой – например, слой по благоустройству, по транспорту, по коммуникациям. И работа по нанесению новых объектов, по совершенствованию системы постоянно продолжается. В будущем планируется, что ГИС смогут пользоваться как жители города, так и предприниматели, получая информацию об инфраструктуре, коммуникациях и текущих событиях.

С чего все начиналось

В 2005 году за внедрение новых технологий в горисполкоме отвечал 65-летний сотрудник. После 2006-го – вместо одного человека заработало целое управление компьютеризации.

Как вспоминает Владимир Слишинский, начинали они с отработки и налаживания компьютерных сетей. Еще около года потратили на подбор и отработку программного обеспечения, которое пришлось создавать на майкрософтовской платформе собственными силами.

Чтобы власть, даже самая технически вооруженная, могла предоставлять качественные услуги населению, нужно понимать его потребности, какие именно вопросы граждане хотят решать. По типичным функциям, которые выполняют органы исполнительной власти, была отработана единая база, алгоритмы, единые подходы для решения этих вопросов. Детально была описана каждая процедура – от момента обращения заявителя до момента решения этого вопроса. Причем сделать это нужно было так, чтобы независимо от того, кто обращается, решение типичных вопросов было одинаковым. Это возможно, когда работает определенная система, и результат не зависит от воли чиновника.

Информационные технологии заметно повысили эффективность работы городских властей. Так, руководители наивысшего уровня прежде всего получают аналитическую информацию в графическом виде. При необходимости они могут углубиться в детали, на основе которых эта графическая информация была построена. Мэр может войти в компьютерную сеть из любой точки мира и увидеть, чем в этот момент занимается то или иное управление, отдел, чиновник, что происходит в диспетчерской службе, в городе вообще. А при желании даже прослушать, насколько корректно общаются с горожанами сотрудники «Горячей линии».

Цифровое будущее

Уже с 1 апреля городские власти Винницы планируют перейти на электронный документооборот. Это позволит сократить сроки рассмотрения обращений граждан почти вдвое, сэкономит время и средства, в том числе и для власти. А вместо совещаний уже сейчас городские управления все чаще проводят видеоконференции.

В перспективе в городе будет внедряться АСКДР (укр.) – автоматизированная система управления дорожным движением. Основой АСКДР будет оптоволоконная линия связи, к которой могут подключаться как «умные» светофоры для создания «зеленой волны», так и видеокамеры – для контроля обстановки на дорогах и в городе (система «Безопасный город»), а также больницы, ЖЭКи, школы. Это связано и с реформой медицины – введением электронного паспорта больного, и с внедрением системы управления жилищно-коммунальным хозяйством. Планов у винницких властей много, но на их воплощение не всегда хватает средств.

С развитием технологий подтягиваются и другие сферы городского хозяйства. В этом году в Виннице стартует проект модернизации теплоэнергетического комплекса города при поддержке партнеров из Швейцарии. В КП «Винницагортеплоэнерго» внедряется система дистанционного управления тепловыми мощностями и создана электронная схема тепловых сетей, позволившая улучшить эффективность их эксплуатации и упростить ремонт.

В отличие от других областных центров, Винницкое трамвайно-троллейбусное управление, к которому относятся и коммунальные автобусы, обеспечивает до 78% пассажирских перевозок в городе. По словам его начальника Владимира Бугайчука, они практически не уменьшали количество выпуска подвижного состава на линии. Малый интервал движения (от 50 секунд в центре до пяти минут на периферии) дал возможность иметь своего пассажира – люди привыкли пользоваться гортранспортом, который не нужно долго ждать. В итоге он перевозит не только льготников (за них госбюджет традиционно рассчитывается не в полном объеме), но и платежеспособных пассажиров. Здесь тоже ищут пути повышения эффективности – перешли на автономное отопление троллейбусного депо (это существенно снизит расходы), предлагают капитально отремонтировать бэушные чешские трамваи и продать их другим городам, а также планируют внедрять единую систему управления городским транспортом.

Винницкие ноу-хау, конечно же, вызывают интерес у многих. Ознакомиться с ними приезжали представители многих городов и министерств. Даже переписывали параметры компьютеров в мэрии. Но почему-то никто не вникал в саму систему, принципы ее построения и алгоритмы. «Многие не понимают: нельзя просто купить программное обеспечение с одного города, поставить в другом – и оно заработает. Его нужно дорабатывать, адаптировать, и мы готовы в этом помочь», – говорит Владимир Слишинский. Однако весь этот механизм может функционировать, когда в этом заинтересовано первое лицо. И у него есть сила воли и желание полностью изменить всю систему.


Переглядів: 4586
Поширень: 0