У руля велосипедной революцииУ руля велосипедной революции

23.06.11 611
Понравилась статья в журнале Forbes. Может и у нас так будет...

В 7 часов промозглым утром в Вашингтоне Элисон Коэн лавирует на красном велосипеде между припаркованными машинами и потоком спешащих на работу людей. Она проезжает 3 км за 10 минут. Тот же путь можно проделать за 20 минут на метро, за 40 минут пешком или за $7 — на такси. «Некоторым нравится быть частью уличного движения, — говорит крохотная 36-летняя женщина, бывшая профессиональная теннисистка. — Надо только хорошо кататься».

Коэн — президент компании Alta Bicycle Share, зарабатывающей на программе Конгресса США, стимулирующей аренду велосипедов. В США все больше муниципалитетов стремятся разгрузить свои транспортные системы и сделать их экологичнее. Города закупают велосипеды и строят специальные станции, где пользователи могут взять велосипеды в аренду, заплатив кредитной карточкой. На этих станциях Alta следит за велосипедами и собирает плату. (Дневное пользование стоит $5, годовое — $75.) «Таким образом увеличивается радиус системы общественного транспорта», — говорит Коэн.

Созданная в 2010 году, Alta представляет собой объединение трех совершенно разных организаций. Alta Planning & Design в Портленде, штат Орегон, основана в 1996 году и разрабатывает велосипедные дорожки и парки. Public Bike System Co. из Монреаля образована в 2008 году и владеет технологией обработки данных кредитных карточек. Сама Alta, также расположенная в Портленде (хотя Коэн и ведет дела из своей квартиры в Филадельфии), участвует в тендерах на государственные контракты и управляет функционированием компании в каждом конкретном городе. Поставщики Коэн выступают отчасти партнерами — они обеспечивают необходимый вес, чтобы работать с правительственными организациями, не желающими сотрудничать со стартапами.

В прошлом мае Коэн опробовала свою концепцию в Мельбурне в сотрудничестве с маркетинговым партнером, у которого были связи в Министерстве транспорта. Команда из 15 работников на полную и неполную ставку теперь управляет парком из 600 велосипедов. В том же месяце Коэн подписала договор с окружными департаментами транспорта в Вашингтоне и округе Арлингтон, штат Вирджиния, в которых с тех пор было построено 118 работающих на солнечной энергии станций с электронными механизмами блокировки, вмещающих в общей сложности 1100 велосипедов. Сейчас Коэн начинает деятельность в Бостоне, где запускается система из 600 велосипедов (отчасти она проспонсирована производителем спортивной обуви New Balance). Коэн также подала заявки на участие в конкурсе в Нью-Йорке и Ванкувере.

Выпускница физфака Университета Вирджинии, Коэн занималась профессиональным теннисом 3 года, пока не устроилась аналитиком по инвестиционному банковскому делу в Goldman Sachs. Через 2 года она решила продолжить обучение и получила степень магистра геофизики в Массачусетском технологическом институте (МТИ). К 2005 году она переехала в Кэмбридж, штат Массачусетс, и ежедневно проезжала 27 км на велосипеде на работу в консалтинговой фирме по вопросам защиты окружающей среды и обратно. Жена Коэн (она состоит в однополом браке) училась в школе бизнеса неподалеку, и часы разговоров о предпринимательстве вкупе с ежедневными поездками на работу заставили Коэн задуматься о том, чтобы открыть фирму по аренде велосипедов. Приблизительно в то время Коэн познакомилась с выпускником МТИ, который сдавал офисы предпринимателям и в качестве бонуса предоставлял наемщикам велосипеды. Коэн подумала, что другие корпорации могли бы делать то же самое для своих работников, а она могла бы заведовать этими программами. «Мой план заключался в том, чтобы провести небольшой тест рынка, который бы потребовал ограниченных инвестиций, — говорит она. — А затем уже писать бизнес-план».

Прошло 3 года, а бизнес-плана так и нет. Но выручка Alta Bicycle достигла $3 млн в год, и, по словам Коэн, уже появилась прибыль. Коэн представляет себе, что через 5 лет ее система станет походить на компанию по аренде автомобилей Zipcar — участники будут иметь доступ к велосипедам в любом городе, от Бостона до Пекина. «Мы стоим у истоков революции», — говорит она.

Фото

У руля велосипедной революции

Саша