Только за первый квартал 2009 года импорт автомобилей сократился на 70%. Глава Гостамслужбы Анатолий Макаренко сообщил, что в 1 квартале 2009 года в страну ввезли всего 23,5 тыс. машин, тогда как за соответствующий период пошлого года было импортировано 79 тыс. Также сократился импорт автомобилей из стран СНГ. В прошлом году его доля составляла 15%, сейчас 25%. Сокращение ввоза обусловлено в первую очередь падением продаж новых автомобилей и увеличением ввозной пошлины на 13%.

Авторынок оказался не готов к такому резкому сокращению продаж и дилеры в конце 2008 года сформировали огромные складские запасы. По оценкам операторов, сейчас продавцы располагают стоками в 80 тыс. автомобилей. Эти машины либо уже находятся в Украине, либо стоят на складах на границе. Такого количества товара при стремительном сворачивании рынка внутри страны может хватить еще на 4-5 месяцев продаж. Также не располагает к импорту новых автомобилей и действующая 13%-ая надбавка к пошлинам. Импортировать авто по таким ставкам, когда на рынке еще есть машины, растаможенные по "старым" правилам и прежнему курсу - экономически нецелесообразно.

Фактические потери государственного бюджета от введения 13% надбавки на импорт только за 18 дней действия надбавки составили 406 млн. грн., вместе с тем доходы, полученные в результате введения надбавки, составили 52 млн. грн. Т.е. фактически бюджет потерял более 350 млн. грн.

Между тем ситуация на автомобильном рынке в отдельных регионах страны набирает просто катастрофический характер. В нескольких областях, на которые приходится порядка двадцати автосалонов, продажи упали до тысячи машин в месяц. Многие дилеры сейчас выживают лишь за счет сервиса. Однако и тут число клиентов СТО сокращается, предпочитая в кризис экономить на ремонтах.

Спад автомобильного рынка наиболее ощутим в центральных областях. Так, в Житомирской области спад составил 80%, в Кировоградской - 81%, в Винницкой - 81%. Следом идут восточные области: Донецкая -77%, Днепропетровская -80%, Запорожская - 73% и Луганская - 75%. В Киеве и области продажи сократились на 75%. Пока лучше выглядят южные области: Одесская - 64%, Николаевская -77%, Херсонская -67%, Крымская -60%. В западных областях неоднозначная ситуация. С одной стороны в Львовской, Хмельницкой и Ровенской областях продажи упали на 73% 80% и 83% соответственно, но на их фоне выделяется Тернопольская область, где спад - 58% - лучший результат в Украине.

Меж тем президент корпорации "Богдан" Олег Свинарчук уверен, что продажи новых легковых автомобилей по итогам 2009 года могут сократиться почти в 5 раз по сравнению с 2008 годом - до 120-140 тыс. ед. "Если в конце прошлого года игроки рынка легковых авто предполагали максимум 50%-е падение в этом году по сравнению с прошлым (до 320-400 тыс. ед), по результатам продаж в феврале текущего года уже прогнозировали падение по году до 250-270 тыс., то исходя из первого квартала, можно предположить, что будет продано 120-140 тыс., в лучшем случае 160 тыс. автомобилей", - сказал он.

Анализируя итоги продаж автомобилей в январе-марте текущего года (сокращение продаж более чем в 3,3 раза по сравнению с январем-мартом-2008), эксперт выразил уверенность, что второй квартал будет не лучше.

Рост продаж автомобилей в марте на 27% по сравнению с февралем, скорее всего, обусловлен тем, что у населения еще сохранялись какие-то запасы денежных средств, и люди хотят уберечь их от инфляции. В то же время скорость, с которой движется кризис в Украине, падение практически всех показателей, в том числе снижение ВВП и рост уровня безработицы, дают основания прогнозировать, что на уровень продаж автомобилей 2008 года Украина выйдет не ранее 2014 года.


Переглядів: 2707
Поширень: 0