Возьмем, например США. Там на поддержку автопрома выделяются огромные средства. С декабря 2008г. правительственная помощь корпорации GM уже составила около 19,4 млрд. долл. Сейчас, после начала процедуры банкротства, государство намерено перечислить в тонущую компанию еще 30 млрд. долл. Еще 8 млрд. долл. правительство США намерено потратить на поддержку компании Chrysler LLC, процедура банкротства которой началась немного раньше. При этом существенного роста продаж продукции тонущих автогигантов не наблюдается. Весь авторынок огромной страны просел на 31%. Продажи Chrysler при этом упали на 44,8%. Очевидно, что колоссальные вливания средств в автомобильные компании пока не приносят результата.

Другой пример - Россия. Для всех очевидно, что АвтоВАЗ - предприятие убыточное неэффективное и морально устаревшее. О безопасности и качестве продукции российского автогиганта ходят легенды. Но правительство Российской Федерации упорно финансирует из бюджета эту компанию. Только в этом году на помощь АвтоВАЗу выделено 25 млрд. руб. (0.8 млрд. долл.). Также правительством России предоставлены государственные гарантии для привлечения кредита 90 млрд. руб. (3 млрд. долл.). В предыдущие годы также выделялись огромные суммы для поддержки «мертвого» автогиганта. Но помощь Российского правительства заключается не только в колоссальных финансовых вливаниях. Россия защищает свой рынок от импорта. С начала года ввозные пошлины на новые автомобили были увеличены до 30%. В результате этих факторов, авторынок России уже уменьшился в два раза. АвтоВАЗ в этой ситуации сильно проиграл. По словам руководителей завода в этом году производство автомобилей уменьшится с 801,6 тыс. до 475 тыс. автомобилей.

В тоже время в Германии по итогам мая рост продаж новых автомобилей оставил 40%. Такого результата удалось достичь благодаря внедрению государственной программы, по которой в случае утилизации автомобиля старше 9 лет выделяется 2500 евро. На покупку нового. Другие европейские страны тоже могут похвастаться успешной практикой стимулирования спроса на продукцию автопрома. Стоит обратить особое внимание на то, что государство в этом случае абсолютно ничего не теряет. Поступления от НДС проданных автомобилей с лихвой компенсируют затраты на поддержку этой программы.

Некоторые страны используют протекционистский подход. Здесь самым ярким примером можно назвать Китай. Ввозная пошлина на автомобили составляет 25%. Государство стимулирует покупку новых автомобилей отечественного производства снижая налоги. В результате рост продаж в мае составил 54.8%. Схожая ситуация на рынке Индии, только таможенная пошлина составляет 105%. В Бразилии пошлина установлена на уровне 35%. Очевидно что протекционистские меры тоже имеют неплохой эффект для внутреннего производства, однако они неприятны для потребителя, поскольку фактически лишают его права выбора.

Украинская власть не торопится вмешиваться в дела автопроизводителей. Единственная предпринятая мера - 13% надбавка к действующей ввозной пошлине 10%. В итоге цена импортных автомобилей должна была вырасти примерно на 15% (НДС начисляется от суммы растаможенного автомобиля). Это должно было подстегнуть спрос на отечественные машины. Однако скачка цен удалось избежать только благодаря тому, что до введения надбавки было ввезено большое количество автомобилей. По мнению некоторых экспертов, импортированного запаса машин при нынешних темпах продаж может хватить до конца года. Падение отечественного авторынка в этом году составило почти 80%, при этом падение производства около 90%.

Очевидно, что такая ситуация неприемлема для производственников. Сейчас в стенах Кабинета министров и Верховной рады разрабатываются возможные сценарии помощи автопрому. Предлагается продлить действие 13% надбавки к пошлине, освободить автопроизводителей от уплаты НДС и уменьшить налоговое давление при первой регистрации автомобиля в ГАИ. Сложно сказать каким именно образом будет поддержан отечественны автопром, но очевидно, что в скором времени рынок автомобилей ждут очередные изменения правил игры.


Переглядів: 2410
Поширень: 0