Согласно данным Министерства энергетики и угольной промышленности, запасы бензина на складах украинских нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) по состоянию на 20 июня составили 34,5 тыс. т, что является минимальным уровнем за последние два года. По данным Консалтинговой группы А-95, это в три раза меньше среднего уровня запасов с начала 2011 года.

Так, запасы низкооктанового бензина А-76/80 составили 4,7 тыс. т, бензина А-92 – 21,3 тыс. т, бензина А-95 – 8,6 тыс. т. При этом, по данным Госкомстата, потребление бензина в июне этого года за последние два года составляет в среднем 400 тыс. т. Соответственно, заводских запасов хватит на три дня национального потребления, тогда как традиционным для отрасли является декадный – двухнедельный запас.

"Беспрецедентно низкие запасы на НПЗ объясняют причину ресурсной недостаточности, а в отдельных регионах – очевидного дефицита высокооктанового бензина, который прослеживается с начала месяца", – отметил директор Консалтинговой группы А-95 Сергей Куюн. По его мнению, свидетельством дефицита предложения отечественного бензина является продажа НАК Нафтогаз Украины с пятой попытки своих ресурсов на аукционе 22 июня т.г., несмотря на достаточно жесткие условия торгов.

Согласно исследованию А-95, причиной значительного сокращения запасов на НПЗ является массированный экспорт бензинов А-92 и А-95 в Российскую Федерацию. В частности, по данным Гостаможслужбы, экспорт бензина А-92 производства ЧАО ЛИНИК (Лисичанский НПЗ, принадлежит ТНК-ВР) в мае т.г. составил 89,6 тыс. т, бензина А-95 – 10,9 тыс. т. Это составляет 75% от майского объема производства бензина данным НПЗ, на который в мае пришлось более половины национального производства нефтепродуктов. Согласно данным Гостаможслужбы, крупнейшими получателями лисичанского топлива в мае т.г. стали компании из Курской, Ростовской, Калужской, Тульской, Орловской областей и Краснодарского края.

"Неожиданность происходящих событий на рынке нефтепродуктов заключается в том, что еще в конце апреля этого года компания ТНК-ВР Коммерс публично заявляла о возможном дефиците и стабильном снабжении рынка топливом собственного производства. Однако по факту не только не нарастила переработку, но и увеличила экспорт нефтепродуктов, усугубив свои же опасения, – говорит Сергей Куюн. – Только диверсифицированная система обеспечения рынка Украины нефтепродуктами – развитого собственного производства и импорта – позволила избежать "российского сценария" топливного кризиса с исчезновением бензина на АЗС.


Переглядів: 2850
Поширень: 0