Основатель Facebook Марк Цукерберг собирается изменить правила пользования социальной сетью. В этот раз миллионам пользователей будет предоставлена возможность, правда, ограниченная, поучаствовать в принятии решения.

Совсем недавно число пользователей Facebook превысило 900 миллионов. Теперь уже более восьми процентов населения планеты пользуется этой социальной сетью. А очень скоро и каждый десятый житель Земли будет увековечен в интернет-империи, основанной Марком Цукербергом.

Да, именно, увековечен. Ведь информация, которую когда-либо разместили в своих профилях пользователи этой социальной сети, остается на крупнейшем сервере в калифорнийской штаб-квартире Facebook навсегда. Американское законодательство позволяет не просто хранить, но и обрабатывать персональные данные. Вот и в правилах для пользователей Facebook с сентября 2011 года речь идет уже не о защите этих данных, а об их использовании. "Мы считаем, - говорят в компании, - что такая формулировка точнее описывает содержащуюся в правилах информацию".

Как используют персональные данные

Facebook открыто признает, что оставляет за собой право использовать имеющуюся информацию, и сообщает, как именно будет это делать. Пользователей, в частности, предупреждают о том, что некоторые так называемые платформы-приложения имеют доступ к их персональным данным и могут делиться ими с другими. Это, например, такая игра, как Farmville, фото-сообщества, викторины или календарь дней рождений. Такие приложения используют Facebook для передачи персональных данных, например, в рекламных целях.

Ничего нового в этом нет. Впервые о допустимости такой практики упоминалось в правилах пользования еще в 2007 году. Если они меняются, то пользователь может изменить свои персональные настройки. Все вроде бы в порядке. Вот только для того, чтобы обнаружить каждое такое изменение и сразу же отреагировать, требуется много времени, терпения и усилий. Тем более что правила для пользователей и примечания к ним занимают несколько страниц, написанных мелким шрифтом.

Странное понимание демократии

Хорошую помощь в этом деле оказывает Facebook Site Governance, на котором регулярно сообщается о предстоящих нововведениях. Пользователи Facebook могли ознакомиться на этом сайте с новыми правилами, оставить свои комментарии и предложения, а также обсудить нововведения с другими участниками социальной сети.

Теперь Цукерберг решил пойти еще дальше. Он собирается предоставить пользователям Facebook право голоса, и предлагает им две возможности. Либо оставить в силе прежние правила хранения и использования личных данных, либо принять новые. И в том, и в другом случае речь, правда, идет о правилах, которые предлагает он сам. Принять решение пользователи должны в течение недели - с 1 до 8 июня.

Неудивительно, что некоторые сравнивают такие методы с псевдодемократическими президентскими выборами в странах с авторитарными режимами. Марк Цукерберг собирается объявить голосование состоявшимся только в том случае, если в нем примут участие более 30 процентов пользователей сети. Это значит, что должны проголосовать 270 миллионов человек.

Но многие пользователи этой социальной сети вообще не интересуются правилами и предписаниями. Одни хотят просто получать удовольствие, делиться смешными фотографиями, общаться с друзьями. Другие, хоть и зарегистрировались в Facebook, но так и не начали им пользоваться. К тому же одна неделя - это не слишком много, если учесть, что миллионы пользователей лишь один раз в несколько дней заходят в сеть. И, наконец, сайт Facebook Site Governance мало кому известен. У него всего 2,1 миллиона поклонников.

Поэтому критики Facebook говорят в этой связи о "скромно дозированной" информации, а правозащитники - специалисты по охране персональных данных, как, например, австриец Макс Шремс (Max Schrems) называют голосование "выбором между чумой и холерой". Впрочем, сам Шремс рекомендует проголосовать за то, чтобы остались в силе прежние правила. Тогда хозяевам Facebook придется предпринимать новую попытку их изменить.

Не хочешь – не надо!

Пользователи, которые разбираются в этой сложной материи, и внимательно читают правила, понимают, какими могут быть последствия наличия в социальной сети их персональных данных и ведут себя соответствующим образом. Они в полной мере используют те небольшие возможности, которые предоставляет им Facebook для защиты частной сферы. Можно, например, ограничить круг людей, которым предоставляется доступ к личным фотографиям, сообщениям, записям на "стене". Если к тому же игнорировать все программы-приложения, то удастся избежать наплыва рекламы. А тот, кто имеет 798 друзей и их не "фильтрует", не может следить за тем, что происходит с его сообщениями.

Но, несмотря на всю критику, эта социальная сеть живет и обретает все новых поклонников. Не могут же ошибаться уже 900 миллионов пользователей! Важно лишь, не слишком вольно обходиться с информацией, а банковскими реквизитами или фотографиями с последней вечеринки лучше обмениваться другим способом.


Переглядів: 2832
Поширень: 0