Главу Госслужбы по вопросам геодезии, картографии и кадастра Максима Мартынюка считают человеком Владимира Гройсмана, пишет Елена Романюк в №25 журнала Корреспондент от 26 июня 2015 года. Именно он почти сразу после победы Майдана назначил своего земляка главой Государственной архитектурно-строительной инспекции (ГАСИ). Как говорит сам Мартынюк, тогда перед ним поставили две задачи — искоренить коррупцию и провести децентрализацию, призванную окончательно пресечь злоупотребления в ведомстве.

Очевидно, что с этими задачами госчиновник в некоторой степени справился, поскольку через год уже Кабинет Министров назначил его главой реформированного Госгеокадастра — не менее, а то и более коррумпированного ведомства, чем ГАСИ. Работа в ведомстве Мартынюку предстоит всё та же — борьба с коррупцией и децентрализация.

В интервью Корреспонденту чиновник рассказал, почему право распоряжаться землёй необходимо передать местным советам, готов ли рынок земли к снятию моратория, а также почему большинство украинцев так и не воспользуются своим правом на безвозмездное получение земельных участков.

Как получилось, что из кресла главы ГАСИ вы пересели в кресло председателя Госгеокадастра? В одном из интервью вы сказали, что в ГАСИ вас назначил Гройсман. Назначение в Госгеокадастр — тоже его инициатива?

— Нет, на эту должность меня назначил Кабмин. Я возглавил службу после того, как было принято решение о реорганизации Государственного агентства земельных ресурсов в Госгеокадастр с переподчинение структуры Министерству регионального развития. Для Минрегиона управление землями — довольно новая функция, а у меня опыт работы в этой сфере есть. В 2003 году я работал в компании, специализирующейся в вопросах землеустройства, а перед назначением в ГАСИ занимал пост директора профильного департамента Винницкой городской администрации. Кроме того, у меня профильное высшее образование — я экономист в области сельского хозяйства. Думаю, как раз совокупность этих факторов и послужила причиной того, что я был назначен в службу, которую только предстоит строить.

Ведомство, которое вы возглавили, меняло свой статус много раз. Из госкомитета оно трансформировалось в госагентство, теперь — в службу геодезии, картографии и кадастра. В чём смысл реформы? Не является ли это очередным переливанием из пустого в порожнее?

— Решение о создании службы стало результатом принятия постановления Кабинета Министров № 442, которым ряд контролирующих органов ликвидировались или объединялись друг с другом. В соответствии с этим документом Госземресурсов было реорганизовано в Госгеокадастр и подчинено не Министерству аграрной политики, а Министерству регионального развития, что вполне соответствует европейской практике.

Ведь долгое время Госземресурсов из-за того, что подчинялось Минагропроду, было сфокусировано только на землях сельхозназначения. В результате у большинства граждан сложилось мнение, что ведомство занимается только распределением и управлением сельхозземлями и больше ничем. Я считаю это в корне неправильным. Ведь в Украине есть ещё много других земель, в том числе лесного и водного фонда, земли населенных пунктов, которыми Госземресурсов практически не занималось.

То есть теперь Госгеокадастр будет не только распоряжаться землями, но и вести их учёт?

— Да. И эта задача как раз и включает в себя вопросы картографии, кадастра.

А функции контроля на вас возложили? Ведь Госинспекция сельского хозяйства находится в стадии ликвидации, а значит, все процессы, происходящие в сфере земельных отношений, должны контролировать либо вы, либо структура, которая могла бы контролировать вас.

— Определёнными элементами контроля мы обладаем, но только в части качества выполнения инженерами-землеутроителями своих работ. Контролем же над использованием земель и их охраной, могу вам ответственно заявить, никто на сегодняшний день в государстве не занимается. Потому что, как вы правильно заметили, сельхозинспекция находится в процессе ликвидации, хотя и до её начала своих функций она не выполняла. Якобы принято решение, что контролем над использованием земель займётся экологическая инспекция.

Вы считаете, экологическая инспекция справится с такими вопросами, как самозахват?

— Думаю, при наличии воли — да. Кроме того, необходим инструментарий. Чтобы инспекция могла полноценно выполнять функции контроля, нужно внести изменения в энное количество нормативных актов, в том числе законов. Нам предстоит долгий путь, а мы ещё даже не вышли из дома.

Насколько мне известно, ваше ведомство разработало законопроект, согласно которому функции распоряжения землёй предлагается передать на места. Вы считаете, что в регионах, где коррупция цветёт буйным цветом, землёй сумеют распорядиться эффективно?

— Не могу не согласиться с вами в части этих опасений. Правовая культура сельсоветов зачастую очень низкая — например, протоколы заседаний могут закрываться с большим опозданием в нарушение всех регламентов и процедур. Надеюсь, что ситуация будет улучшаться в процессе объединения и укрупнения общин. Но Госгеокадастр в любом случае призван сконцентрироваться на учёте земель, а не на их распределении. Сегодня функция распределения земель госсобственности пока остается за нами, но это лишь вопрос времени.

Что касается нормативных актов, то на сегодняшний день разработано несколько законопроектов о передаче полномочий по распоряжению землями от Госгеокадастра. Некоторые из них содержат интересные положения, другие очень сомнительны с точки зрения практической реализации. К примеру, один из законопроектов просто предлагает с какого-то момента все земли государственной собственности, включая даже земли водного и лесного фондов, считать коммунальными, и, соответственно, право распоряжения ими передать сельсоветам — рискованный вариант, учитывая вышесказанное.

Мы со своей стороны предлагаем делегировать полномочия по распоряжению землями органам местного самоуправления, сохранив за государством право контроля. Это можно сделать, увеличив роль градостроительной документации, на базе которой с учётом перспективы развития региона и должно происходить распоряжение землями. Так можно создать систему взаимной ответственности центра и местной общины, поскольку последняя сможет управлять землями на благо территории, а Киев будет контролировать, чтобы местная власть не злоупотребила этими полномочиями.

Но вопрос коррупции при этом остается открытым.

— Коррупцией заражён руководящий состав. А его мы постепенно меняем. Например, с руководством Киевской ОГА ещё в апреле было достигнуто обоюдное понимание, что все главы отделений земельных ресурсов райгосадминистраций Киевской области будут заменены. То же происходит и в других областях.

Многие представители власти решительно настроены отменить с 1 января 2016 года мораторий на куплю/продажу сельхозземель. Как вы думаете, Украина готова к этому?

— Сразу отмечу, что настрой этот немножко спал, и сейчас вокруг данного вопроса снова идут дискуссии, в процессе которых проявляются всё новые и новые риски.

Ну, во-первых, у нас по-прежнему отсутствует закон о рынке (или обороте) земли, определяющий правила, по которым этот рынок должен работать. Например, нужно обязательно урегулировать момент относительно того, могут ли иностранцы покупать/продавать землю, могут ли это делать украинские юридические лица.

Не урегулирован вопрос участия государства в земельном рынке. В предыдущей редакции законопроекта предлагалось, чтобы государство влияло на рынок через земельный банк. Но сейчас этот банк ликвидируется, поскольку он был создан не совсем прозрачно и не со всем понятными целями. Но сама проблема, которую призвано было решить создание земельного банка, остаётся — Украине по-прежнему необходим рыночный компенсатор колебаний, который, например, в первую волну купли/продажи не допустил бы продажи земли по бросовым ценам.

Также не решён вопрос относительно способов консолидации земельных паёв. Ведь все понимают, что один пай не является для рынка земли товарным лотом. Товарным лотом является поле. И как консолидировать разрозненные наделы, пока непонятно.

С другой стороны, я прекрасно понимаю, что отсутствие права купли/продажи земли ограничивает права собственников и в некоторой мере сдерживает развитие отдельных видов сельскохозяйственного производства, таких как животноводство, садоводство. То есть тех, что предусматривают долгосрочные вложения.

Для того чтобы рынок земли полноценно заработал, необходим также полноценно действующий кадастр. Но даже после его запуска украинцы продолжают пенять на то, что данные в нём неточные: смещены границы участков, некоторые наделы вообще отсутствуют

— Кадастр худо-бедно, но работает. Частично он готов к обслуживанию рынка земли, даже в случае, если мораторий на куплю/продажу снимут. Ведь и сейчас в Украине существует полурынок (подписываются и регистрируются контракты на аренду земли), и кадастр с госреестром его обеспечивают.

Единственное, чего не хватает, так это определённого функционала, предусмотренного системой прокадастра. Например, в кадастре отсутствуют данные по качеству почвы.

Также в Украине не закончена инвентаризация сельхозземель. Но, во-первых, для этого нужны какие-то безумные миллиарды гривен, а мы еще не выплатили 160 млн грн за работы по инвентаризации, проведённые ранее. Во-вторых, я лично не совсем уверен в целесообразности инвентаризации сельхозземель, во всяком случае в том виде, в котором она происходила ранее. Ведь наполнять кадастр можно не только за счёт проведения инвентаризации этих земель, но и за счёт инвентаризации других земель, а также путём принуждения к оформлению землепользователями своих угодий.

Самый простой пример — лесное хозяйство. Все леса, как правило, находятся в ведении гослесхозов, которые являются государственными предприятиями, ведут хозяйственную деятельность, имеют оборотные средства и в отдельных случаях даже получают прибыль. И вот за счёт этих средств они и должны оформить землю, находящуюся под лесным фондом.

Поэтому мы сейчас подготовили проект поручения, который, я надеюсь, очень скоро подпишет вице-премьер-министр, - согласно ему Гослесагентство и Министерство образования в части учебных заведений плотно займутся оформлением несельскохозяйственных угодий. А когда мы оформим лес, тогда более чётко определятся границы многих сельхозугодий и дорогостоящая инвентаризация не понадобится.

Кроме того, продолжают оформлять свои земли и рядовые украинцы, а значит, кадастр постепенно наполняется. Правда, делают они это с неохотой, не говоря уже об оформлении паспортов по качеству грунтов.

Люди не спешат, потому что процедуру оформления собственности на участки до сих пор не упростили.

— Да, к сожалению, процедура продолжает оставаться громоздкой. Но она такая не потому, что мы ставим какие-то препятствия, а потому что она выписана так законодательно. Сложности добавляет ещё и то, что функции по оформлению и регистрации земельных участков разделены между несколькими ведомствами. Допустим, спроектировать земельный участок, определить его размеры и месторасположение — это одна часть вопроса, а оформить юридические документы — уже вторая.

В итоге в Виннице на оформление земли уходит в среднем полгода, в Киеве — два года.

А если столько уходит времени, естественно, что люди ищут, кому бы дать денег, чтобы ускорить процесс.

Как обстоят дела с удовлетворением прав украинцев на безвозмездную приватизацию участков? Они ещё действуют?

— Да, согласно Земельному кодексу, граждане Украины действительно имеют право на получение до 1 сотки на строительство гаража, до 10 соток — для строительства дома в городе, до 25 — дома в селе, до 2 га — для ведения личного крестьянского хозяйства. Теоретически все эти наделы можете получить вы, члены вашей семьи, ваши дети. Другой вопрос, что земли не хватает уже сейчас, и с этим надо что-то делать. Ведь норма на сегодняшний день явно популистская, и она требует ревизии. Но, как заявил мне недавно один депутат (и я уверен, что это мнение всех остальных народных избранников): «Ты понимаешь, кто сейчас будет заниматься политическим самоубийством и отменять эту норму? Никто не будет». Но это тупиковый путь. Её нужно отменять и искать пути компенсации тем людям, которые своим правом на получение земли так и не смогли воспользоваться.



Переглядів: 4249
Поширень: 0