- Василий Михайлович, Вас можно назвать чиновником с очень большим стажем, который на уровне различных структур городского коммунхоза прошел поочередно все карьерные ступеньки. При этом Вы, может, я и преувеличиваю, несколько сторонитесь прессы. Расскажите о себе, как оказались в коммунальном хозяйстве и почему выбрали именно эту стезю?

- Наверное, у большинства людей в жизни многое происходит случайно. С детства я вовсе не помышлял о коммунальном хозяйстве. Родился и вырос я в селе Пиков Калиновского района, а мои родители были обычными колхозниками, так что о преемственности в этом плане говорить не приходится.

После окончания школы я поступил на физмат Винницкого пединститута и, закончив его, отправился учительствовать в Лука-Барскую школу. Физику преподавал там 5 лет, а с 1991 года работаю исключительно в системе жилищно-коммунального хозяйства. Так случилось, что переехал в Винницу. Свободных мест для трудоустройства по специальности в школе не оказалось, поэтому устроился на работу в службу эксплуатации жилкоммунхоза на должность инженера. Была вакансия…

На то время в городе система «держалась» на районных жилищно-эксплуатационных объединениях. Потом они объединились в единое управление городского хозяйства. В мэрии начинал работать в должности опять же инженера по эксплуатации. С созданием отдела эксплуатации инженерных сетей я его возглавил. Потом меня повысили до поста заместителя начальника управления, начальника главного управления ЖКХ, а с реорганизацией служб исполкома я стал директором департамента городского хозяйства горсовета. Именно с этой должности меня в прошлом году перевели на работу в облгосадминистрацию.

- Почему чуть ли не три месяца Вас никак не могли утвердить в должности заместителя главы ОГА?

- Я так думаю, что причина в смене состава правительства. Так совпало, что документы по моей кандидатуре подали в Кабмин правильно оформленными и своевременно. Они ждали подписи… три месяца. Почему? Это и для меня загадка. Не могу сказать, что кто-то не хотел меня утверждать, возникали претензии или строились козни. Причина в том, что не было времени на подпись или считалось, что это не относится к первоочередным задачам. И я — не единственный, кто так долго ждал назначения.

В аналогичной ситуации, насколько мне известно, находились и другие люди в других регионах. На селекторных совещаниях, проводимых на государственном уровне, мы же все слышали, что в одном регионе глава облгосадминистрации не назначен, в другом – заместитель. Так что ничего уникального в затянувшемся назначении меня на должность нет.

Василий Броварник

- На уровне области в прошлом году практически главной темой стало переоборудование котельных коммунальных учреждений на сжигание альтернативных видов топлива. Потрачены серьезные деньги. А проводился ли расчет, когда они окупятся?

- Наверное, в данном случае под таким углом вопрос не ставился. Это задача энергетической безопасности. В максимально возможном замещении природного газа мы нуждаемся по нескольким причинам. С одной стороны, в связи с событиями на востоке и отношениями с РФ в любой момент мы можем остаться либо без импортного газа, либо с минимальным его количеством. А с другой, его запасы в мире сокращаются. Поэтому экономия вызвана необходимостью. К тому же, правительство еще в конце 2014-го регламентировало 30%-е сокращение потребления, поэтому мы ищем различные пути, чтобы вложиться в лимит. Пока нам удается выполнять эту директиву.

Так, в прошлом году в области удалось переоснастить на использование альтернативных видов топлива 135 объектов. Это позволило сэкономить 7 млн. кубометров газа. Из разных источников финансирования на эти цели потратили 60 млн. грн. Работы на 46 объектах выполнялись при поддержке госбюджета, который выделил 14 миллионов.

- Большую часть средств нашли «на местах»…

- Это средства областного, районных, городских, поселковых и сельских бюджетов. В 2015-м собираемся аналогичные работы провести еще на 144 объектах. Они оцениваются в 116 миллионов. Надеемся на помощь из госбюджета в размере не меньше, чем в прошлом году. Это уже позволит сэкономить 15 миллионов кубометров газа.

Лимит потребления газа областью составляет не более 270 млн. кубов. Из них 93 миллиона – часть теплокоммунэнерго, 23 млн. – бюджетных организаций. Потребление последней «категории» мы и хотим свести к минимуму за счет перевода котельных на щепу, солому и другие виды топлива.

В Виннице в этом году при помощи швейцарских коллег планируется построить котельную на щепе по улице Баженова, затем – аналогичную по улице Тарногродского. Уже готовы проекты по переоснащению котельных по ул. Блюхера и Наливайко. КП «Винницагортеплоэнерго» также дополнительно сотрудничает со Всемирным банком, который готов, в том числе, на эти задачи кредитовать 43 млн. долларов.

- Располагает ли наша область достаточным объемом древесины?

- Соответствующим ресурсом наши лесные хозяйства обеспечат. Они готовы поставлять щепу бюджетным организациям в необходимом объеме. Кроме того, не стоит забывать, что как аграрный регион с большим количеством посевных площадей, Винницкая область богата соломой. Это неосвоенный пока ресурс. Поэтому мы предполагаем делать ставку на древесину, солому и прочие источники энергии.

- Но ту же солому нужно где-то складывать до того, как отправлять в топку. У котельных имеются свободные площади для складирования топлива?

- Тему логистики мы изучаем. В декабре 2014-го я был с рабочей поездкой в Швейцарии. Мои коллеги перенимали опыт в Словении. Так вот, в этих странах возле самой котельной размещается только 3-5-дневный запас сырья. По мере выработки подвозят новые партии. Думаю, мы тоже сможем отработать моменты, связанные с транспортированием и хранением топлива. Не думаю, что это станет нерешаемой проблемой.

- Еще весной 2014 года достаточно активно газифицировались села. Причем, по большей части за деньги местных жителей. Сейчас по-прежнему средства вкладываются в прокладку труб или людям объясняют, что лучше не тратится на газопровод, поскольку и голубое топливо в дефиците, и платить за газ для них дорого?

- Объемы работ по прокладке газопроводов значительно упали, но, тем не менее, проекты, которые начаты, завершаются. Например, в Якушинцах и Зарванцах под Винницей.

- «Замусоренность» была и остается извечной проблемой в сельской местности. К сожалению, у обочин дорог и на пустырях хронически устраивают свалки. Можно ли изменить эту ситуацию?

- Параллельно с энергоэффективностью остаются актуальными экологические вопросы. К сожалению, многие города и села игнорируют тему чистоты и не видят проблемы в том, что «за огородом» лежит мусор. Чтобы изменить ситуацию, нужна четкая система последовательных шагов. Я считаю, что и в этом полезен будет опыт Винницы. В областном центре отработана система сбора и вывоза мусора. Люди знают, куда нести отходы и как платить за их вывоз и утилизацию…

- Сколько лет понадобилось пояснять винничанам, что не следует выбрасывать отходы на берега малых рек или устраивать стихийные свалки на «пятачке» под гаражами?..

- Если учесть, что в этом направлении мы начали работать где-то с 2006 года, то 9 лет. Но работу нужно начинать. Сейчас в городе свалок не осталось. Конечно, весной и осенью проводятся субботники, и все привыкли, что убираются места общественного пользования, и поверьте мне, так шаг за шагом мировоззрение горожан удается постепенно менять. Сегодня все согласны, что гораздо комфортней жить в чистом городе, нежели у мусорки.

Такое возможно повсеместно, только нужно показать пример и обозначить «правила игры». А глава сельсовета, которому люди оказали доверие на выборах, должен быть в авангарде этого движения и «локомотивом» разъяснительной работы.

Что я имею в виду под «правилами игры»? Условия благоустройства территорий могут содержать норму – в пределах 5 метров от твоего забора ты отвечаешь за чистоту общественной земли! От тебя требуется скосить траву и следить, чтобы не было мусора. Это тяжело? Не думаю, но в таком случае всем нам будет удобней и приятней жить. Для реализации идеи нужно ставить задачи, контролировать их выполнение и тогда через определенное время люди забудут, что жили в мусоре. Они уже автоматически станут убирать вблизи своего двора и удивляться, что прежде сами не додумались до такого простого решения.

- Повышение тарифов на услуги ЖКХ в 99% случаев сопровождается уменьшением объема платежей. Пусть даже только на первом этапе. В 2015-м ожидается очередной скачок тарифов. После повышения стоимости услуг высока вероятность того, что платить станут хуже. Не поставит ли это под угрозу существование предприятий, предоставляющих услуги? Не окажутся ли они, упрощенно говоря, без денег? Может быть, существуют механизмы поддержки поставщиков на случай «бойкотирования» оплаты?

- Давайте к вопросу ценообразования подойдем со стороны объективности. Тариф должен соответствовать экономически обоснованной цене услуги. Не больше, не меньше… Выше мы говорили о культуре — о том, что приятней жить в чистоте. Так вот, должна быть и культура оплаты. Не нужно над потребителем ставить надзирателя с нагайкой. Если человек пользуется услугой, он обязан своевременно оплатить ее. В договорах между потребителем и поставщиком сроки оплаты и качество услуги четко регламентированы. И они должны выполняться обеими сторонами.

Уточню, поставщик должен предоставить качественную услугу и в полном объеме, а потребитель своевременно и в полном объеме оплатить. Если, к примеру, местная администрация или мэрия считает, что повышение тарифа до экономически обоснованного уровня является непопулярным решением, то на этой территории власти обязаны принять решение о финансовой поддержке конкретного предприятия, предоставляющего услугу. Имеют полное право.

К примеру, райсовет может принять решение о выделении средств им же созданному коммунальному предприятию – водоканалу или теплокоммунэнерго. То есть поставщик работает с заниженным тарифом, а его убытки покрывают бюджетными дотациями. Все остальные отношения «потребитель-поставщик» регулируются исключительно подписанными договорами.

Что касается возможного бойкотирования, то многое тут зависит от работы с потребителями. Опять приведу пример Винницы, как города с наибольшим количеством потребителей коммунальных услуг. Культура оплаты (как по услугам водоснабжения, так и эксплуатационных услуг или тепла) на уровне 97-103%. Конечно, то, как платят люди, зависит от качества услуги. Если показатели соответствуют требованиям, то гораздо легче убеждать людей своевременно расплачиваться. Когда о качестве речь не идет, доказать человеку, что нужно платить, крайне сложно.

- Нынешняя зима стала вызовом для нас в плане обеспечения углем. С одной стороны, его поставки усложнены боевыми действиями на Донбассе, а топлива из Львовско-Волынского бассейна явно не хватает, а с другой – дефицит всегда стимулирует порой необоснованный рост цен. Удается ли регулировать в области цены на уголь для тех, кто им пользуется для отопления?

- Цены регулирует рынок. У нас нет рычагов влияния на ценовую политику частных структур. На топливных складах региона хранились определенные запасы, и они были достаточными для населения, поэтому как таковых проблем в этом плане не возникло. Если говорить об энергетике, то вопрос обеспечения топливом решается на уровне государства.

- Больной вопрос – отключения света. Чтобы не сглазить, но с конца декабря в области стабильное электроснабжение…

- Аварийное отключение в 2015 году было лишь 6 января. Область понизила потребление электроэнергии до установленного лимита. В январе нам допускалось использовать в среднем за сутки не более 571 МВт в час, и мы смогли придерживаться этой нормы. Предприятия откорректировали графики своей работы. Некоторые энергоемкие производства стали работать в ночную смену, когда резерв потребления больше. Поэтому мы «идем» без отключений.

- В первую очередь экономить свет довелось на производствах. Это ударило по объемам выпуска продукции и отчислению налогов?

- Мы живем в условиях, по сути, близких к военному времени, с дефицитом угля, энергии, газа, поэтому могу сказать, что каждый субъект хозяйствования старается выжить в этих непростых условиях. Всем приходится балансировать…

- Не планируется ли создание новых предприятий по обеспечению альтернативными видами топлива?

- В Винницкой области есть определенное количество производителей такой продукции. Не думаю, что властям стоит вмешиваться в этот процесс. Рынок сам отрегулирует сбыт и предложение. Поверьте, сырьем мы будем обеспечены. Более того, скажем, турбовский завод «ВинПелета» сейчас использует линию на 70 тыс. тонн, и при наличии заказов готов смонтировать еще одну, чтобы увеличить объемы производства до 150 тыс. тонн. Предприятие располагает логистикой и достаточными объемами сырья – было бы кому сбывать товар.

В области имеется огромный потенциал такого сырья, как солома. Если сельхозпроизводителю будет выгодно собрать и пакетировать ее, то он станет этим заниматься. Тем более что солома у аграриев остается на полях, и ее, как правило, сжигают. Теперь, возможно, вместо того, чтобы загрязняя окружающую среду и убивая микрофлору верхнего слоя почвы, предавать огню потенциальное сырье на сотнях гектарах, сельхозпредприятия станут зарабатывать на сборе и брикетировании соломы. Думаю, что вскоре появятся специализированные предприятия, которые возьмутся помогать аграриям в этом вопросе техникой.

Поэтому если, предположим, с увеличением количества котельных на альтернативном топливе, возникнут проблемы с обеспечением, то на рынке тут же появятся дополнительные участники.

- Когда в течение зимы температура балансирует «вокруг» нулевой отметки, то, зачастую, весной асфальтное покрытие на дорогах приходит в полную непригодность. Будут ли в бюджете деньги на ремонт?

- Пожалуй, это самый сложный вопрос. Пока не совсем ясно, каким образом будут выполняться работы по обслуживанию дорог. На сегодняшний день средств нет. Поэтому Служба автомобильных дорог и автодоры сейчас ограничиваются ямочными ремонтами. В прошлом году в отрасли освоили до 134 миллионов, но скорость разрушения дорог ужасает, так что, думаю, что сейчас многие участки будут передаваться в коммунальную собственность — на содержание местных бюджетов. На данный момент в профильном министерстве отрабатывается этот вопрос.

- По его результатам пойдет финансирование?

- Проблема не только в этом… Допустим, сегодня Уладовский сельсовет Литинского района готов найти определенный ресурс для ремонта дороги к селу, но он не имеет законодательных оснований направить деньги на эти цели. Выделение средств из местного бюджета обернется нарушением финансовой дисциплины и станет поводом для расследования Госфининспекцией и прокуратурой. Поэтому сначала «местные» дороги должны передать органам местного самоуправления, а вместе с этим перераспределить и средства на их содержание. Более того, в таком случае жители села не скажут, что вот, кто-то «не сделал дорогу». Они будут сами распоряжаться средствами и следить за их использованием.

- Честно говоря, разговоры о децентрализации ведутся давно, когда произойдет «передача»?

- Думаю, на днях… На сегодняшний день подготовлен пакет документов, который находится на рассмотрении Верховной Рады. На примере Винницы опять же могу сказать, что гораздо проще решать, когда ты знаешь, что дороги находятся в ведении горсовета. Как руководитель соответствующей структуры, зная состояние отдельных участков, ты понимаешь, где достаточно провести текущий ремонт, а где без капитального не обойтись.

К примеру, когда, накрыв верхним слоем покрытие магистральных улиц, мы сократили расход средств на их текущий ремонт, то смогли перенаправить деньги на асфальтирование второстепенных улиц, до которых раньше «руки не доходили». А затем, не увеличивая объем расходов, мы смогли заняться асфальтированием дворовых территорий. Но, уточню, мы знали, что отвечаем за дороги. Точно так же и в целом по области.

Когда местные органы власти будут знать, что отвечают за дороги, и будут иметь соответствующий этому ресурс, то будут самостоятельно разрабатывать план ремонта с перспективой и постепенно его реализовывать. Допустим, сначала отремонтируют центральную улицу в поселке или селе, потом дорогу к трассе, а дальше займутся другими улицами. То есть, сформируют систему работ, получат ресурс, и райгосадминистрация, мэр или глава сельсовета станет решать, как его использовать.

- В райгосадминистрациях довольно часто меняются руководители. Не отражается ли это на координации действий?

- В принципе, и я человек новый в облгосадминистрации, но хочу сказать, что на нынешнем этапе этот процесс вроде как завершен. Если и будут еще назначения, то в единичных случаях. Большинство уже утверждены. Так что есть надежда на стабильность и то, что работать будет удобней.

- Хотя коммунхоз и «смежные» направления предполагают круглосуточный контроль, тем не менее, как у каждого человека, иногда у Вас свободное время остается. Расскажите, каким увлечениям его посвящаете?

- Когда-то увлекался и футболом, и волейболом, но похвалиться тем, что сейчас посещаю спортзал, не могу. Каждое утро делаю зарядку… Причем, дома. По возможности зимой люблю бегать на коньках, а летом погонять мяч. Но о-очень редко. Стараюсь летом не отказывать себе в рыбалке. Не забывайте, что я родом из Пикова, а у нас все рыбаки. Иногда отправляюсь в родное село, чтобы посидеть с удочкой у пруда.



Переглядів: 4133
Поширень: 0