Валерий Коровий рассказал о кадровых вопросах в ОГА, привлечении инвестиций в область и объединении громад

23.03.15 10:25 2396

Валерий Коровий рассказал о кадровых вопросах в ОГА, привлечении инвестиций в область и объединении громад

Поскольку руководству Украины приходится держать удар как от внешнего врага, так и внутреннего, и при этом постоянно быть «под огнем» патриотов, которые требуют скорей менять страну, на нового главу Винницкой облгосадминистрации Валерия Коровия президент возложил сразу несколько миссий — миротворца, менеджера и маркетолога, которому нужно «поднимать» экономику. Причем, от него ждут результат за полгода – к осенним выборам в местные советы. Поэтому, видимо, область ожидает «гряда» точечных реформ и ярких презентаций, пишет "РЕАЛ".

- Валерий Викторович, в руководстве Винницкой ОГА сложилась довольно странная и уникальная для области ситуация. И Вы, как глава, и Андрей Гижко, как первый заместитель, специализируетесь на экономической сфере. Так задумано?

- У руководства страны есть базовые приоритеты. Без экономического развития мы не можем говорить о стабильном прогрессе. Кроме того, я могу сказать, что уже подготовлен целый ряд кадровых предложений в отношении изменений структуры управления. По соответствующей процедуре они согласовываются с Кабмином и Администрацией Президента. И по мере согласования будут приняты официальные решения.

- Речь идет о переформатировании департаментов, служб, изменении количества заместителей?..

- Могу лишь добавить, что я подписал распоряжение о внесении изменений в структуру аппарата облгосадминистрации. В ней предусмотрено упразднение должности первого заместителя главы ОГА, и наличие в штате трех заместителей (в данный момент по регламенту есть первый зам и два заместителя, — прим. авт.).

Что касается управлений и департаментов, то на прошлой неделе я подписал распоряжение, которым отменил предыдущее распоряжение об объединении департаментов культуры, информационной политики, религии и национальностей в единую структуру. Считаю, что сейчас уменьшать роль каждого из этих направлений будет неправильным решением. А в целом определяются новые приоритеты, задачи и цели…

- Как в условиях военных действий будете привлекать в регион инвесторов? Собираетесь вспоминать старые или искать новые контакты?..

- Необходимость консолидации общества и привлечение инвестиций считаю первоочередными задачами. В этом плане предстоит сделать очень многое. Проводим целый ряд консультаций по тем проектам, которые были наработаны ранее, например с «UBC Groupp» (харьковская «Украинская пивная компания», специализирующаяся на выпуске холодильного оборудования, — прим. авт.), и компанией «МАУ», которая может поспособствовать реанимации винницкого аэропорта. Вместе с главой облсовета Сергеем Свитко недавно ездили в наш «Индустриальный парк», чтобы оценить, каким образом его можно развивать.

В конце марта мы планируем провести инвестиционную конференцию, на которую приглашаем представителей бизнеса из восточных регионов. То есть, пока выстраиваем ориентиры и определяем параметры, по которым будем работать в ближайшей перспективе.

- Насколько я понимаю, наиболее реалистичным Вы считаете привлечение бизнеса с Донбасса, нежели из Европы, Юго-Восточной Азии или Америки?

- Хочу сказать, что на общее состояние инвестиционной активности в Украине естественно влияет ситуация на Востоке. Мы отлично это понимаем, и не питаем иллюзий по поводу того, что нами массово будут интересоваться иностранные компании. Однако это не означает, что в это время нужно сидеть, сложа руки. Мы готовимся к тому, что ситуация улучшится.

Будем говорить откровенно, для Винничины остается приоритетным агропромышленный комплекс, который в ближайшие 10 лет будет локомотивом экономического роста, как Украины, так и области в частности. Наша задача, как власти, выстроить схемы равных конкурентных условий и предложить среду, где бизнесу будет комфортно работать. Поэтому сейчас мы разрабатываем новую систему приоритетов инвестиционной политики. Думаю, что через 2-3 месяца презентуем инвестпрограмму развития Винницкой области. Пока отдельные ее составные элементы уточняются.

- Чем больше внимания уделяется аграрному сектору, тем больше будет обостряться конфликт между так называемыми латифундистами и мелкими фермерами. Власти не смогут стоять в стороне. Каким видите близкий к идеальному вариант разрешения этого конфликта?

- Как человек, который, занимаясь наукой, специализировался на формировании конкурентной среды, могу сказать, что в этом нет ничего удивительного. Такой конфликт – общеизвестная мировая практика. Принципиально важно, чтобы группа компаний на конкретном рынке не превышала долю в 30%. Иначе, она будет ограничивать возможности остальных. Поэтому сегодня так важно любыми способами поддерживать программы развития фермерского хозяйства, которые формировали бы эту конкурентную среду.

Насколько мне известно, разрабатывается госпрограмма, среди прочего направленная и на поддержку небольших хозяйств. С точки зрения экономики они считаются менее эффективными, но являются более гибкими в плане возможной переориентации и смогут составить конкуренцию агрохолдингам.

- Несколько лет назад проводилась мощная кампания по созданию молочных ферм. С 1 января 2015-го в Украине должны были запретить торговлю молоком, которое доят руками, но запрет отложили на год. Но и к 2016 году мы не сможем отказаться от ручного доения в селе… Предвидится ли реорганизация отрасли?

- На любую реорганизацию необходимы средства. К сожалению, их нет. Чтобы исправить ситуацию, недостаточно проведения организационных мероприятий. Действительно, процедура отсрочена на год. Что будет дальше?.. Могу сказать, что на сегодняшний день домашние хозяйства поставляют 75% всего молока, производимого в Винницкой области. Доходы от продажи этого продукта формируют бюджет тысяч семей.

В свое время решение вопроса было на поверхности, для этого следовало создавать кооперативы и помогать людям с закупкой холодильного оборудования и лабораторными анализами. Тогда можно было бы формировать промышленные партии для молокозаводов. Увы, шанс упущен, и впереди в этом плане масса непростой работы.

- Формально власти не могут «командовать» силовиками. Революцию Достоинства поддержали люди, рассчитывая, что будут разрушены коррупционные схемы, а причастных к ним накажут. В этом плане в Винницкой области никого не привлекли к ответственности, ни одну «схему» не разоблачили. Может главе облгосадминистрации стоит стать катализатором этого процесса?

- У каждого из нас есть свой объем работы и свои полномочия. Глава ОГА в определенной мере координирует работу в вопросах общественной безопасности, в том числе силовых структур. Могу заметить, что работа силового блока будет только усиливаться. Есть понимание того, что вызовы общества требуют достаточно решительных действий в этом направлении.

- Как считаете, почему заявленный еще в апреле 2014-го курс на децентрализацию, по сути, почти год пробуксовывает? Не готовы громады, элита или бюджет?..

- Не могу с вами согласиться. Фактически с 1 января мы стали свидетелями внедрения системы бюджетной децентрализации, которая кардинально повлияла на систему формирования местных бюджетов, начиная от областного и заканчивая сельским. Изменена система, появились новые принципы подхода к местным налогам и сборам. Могу сказать, что последние исследования, и они подтверждены сведениями Госфискальной службы, указывают на то, что поступления в местные бюджеты от единого налога выросли на 30% по отношению к аналогичному периоду прошлого года. Может быть, пока рано говорить об эффекте, но уверяю, что сделан мощный шаг вперед, и мы его почувствуем. В ближайшие месяц-два мы подведем итоги и сможем сказать, как будем развиваться в этом плане.

Другой вопрос касается внесения изменений в Конституцию, законы о местных госадминистрациях и местном самоуправлении. Все прекрасно понимают, что состав Верховной Рады, работавшей до декабря прошлого года, не был способен принять реформаторские законы. Поскольку реформа местного самоуправления требует внесения изменений в Конституцию, на сегодняшний день работает возглавляемый главой ВР Владимиром Гройсманом Конституционный совет. Этот орган создает проекты необходимых документов, и по имеющейся у меня информации, в мае-июне изменения в Основной закон будут приняты в первом чтении, а в сентябре – во втором. Мы нацеливаемся на то, что выборы в органы местного самоуправления, которые запланированы на конец октября – начало ноября будут проводиться на абсолютно новой законодательной базе. И в первую очередь они дадут возможность местным советам формировать свои исполнительные комитеты. Скажу так, что это тоже будет серьезный прорыв в сравнении с нынешней системой власти.

- Уточню. Обычные люди сегодня говорят, что не видят изменений. Дело даже не в том, что жить им стало хуже, они не видят конкретных действий. Судя по Вашим словам, реальные изменения они заметят с начала лета?

- Откровенно говоря, простым людям не особо интересно, как изменится закон о местном самоуправлении. Свое отношение к событиям в Украине граждане оценивают через призму того, какая у них зарплата, что можно на нее купить, каков уровень безопасности… Это огромный комплекс вопросов, который выходит за пределы дискуссии о реформе децентрализации.

- В СМИ вновь появилось предположение, что 27 районов Винничины объединят в четыре. Это приоритетный вариант административной реформы?

- Эта информация абсолютно не отвечает действительности. Больше того, хочу всех успокоить — никакого принудительного объединения районов или территориальных громад не будет.

Могу детально прояснить ситуацию по этому поводу. Верховная Рада приняла закон «О добровольном объединении громад». Подчеркиваю: добровольном! Базовым принципом этого документа является собственное желание громад объединиться. В определенной мере появление закона привело к суматохе отдельных средств массовой информации. Они почему-то решили, что в законе предусмотрен перспективный план добровольного объединения, который должен будет разрабатываться облгосадминистрациями, утверждаться облсоветом и Кабмином.

Не будет никакой компанейщины, административной «нарезки» или ограничений. Закон лишь помогает территориальным громадам, которые действительно хотят объединиться, получить иной статус с широкими полномочиями и ответственностью. Фактически он будет приравнен к городу областного значения. Местный орган самоуправления объединенной громады будет полностью отвечать за сферу образования, первичную санитарно-медицинскую помощь и получать 60% налога с дохода физлиц. Более того, при объединении такой громаде на будущий год предусмотрят целевую субвенцию из госбюджета для решения конкретных инфраструктурных проблем территории.

- То есть, если сегодня город районного значения или поселок городского типа объединяется с соседним селом, они могут претендовать на получение статуса, аналогичного Виннице или Хмельнику?

- Именно так. Методику должен разработать Минрегионстрой. Пока ее нет. Но гипотетически райцентр, объединившись с несколькими соседними сельскими громадами, и при условии, что будущее объединение будет отвечать определенным критериям, в том числе по количеству населения, с 2016-го станет располагать полномочиями города областного значения.

- Еще уточню. Если, допустим, поселок Стрижавка объединится с селами Лавровкой, Переорками, Мизяковскими Хуторами и Медведкой, то тоже получит такой статус?

- В зависимости от количества населения… Кабинет министров должен утвердить методику с минимально граничным числом жителей. Скажу однозначно, что объединение двух сел, где в одном проживает 300 человек, а в другом – 200, точно не обретет такого статуса.

В принципе, система субвенций и полномочий города областного значения – это система стимулов для добровольного объединения, на которую пошел законодатель, чтобы запустить процесс.

- Планируете вступать в близкую к Петру Порошенко партию «Солидарность»?

- Насколько Вы знаете, на данный момент пост главы облгосадминистраций является не политической, а административной должностью. То есть, в первую очередь, я государственный чиновник. Учитывая высокий уровень доверия президента, ясно, что по мере приближения к избирательной кампании, так или иначе, но этот вопрос возникнет. Определяться буду позже, и с учетом законодательства.

- Как экономист, уверены, что Кабмин и Нацбанк не совершат очередных промахов, которые приведут к падению гривны? … Если «виноваты» не они, то могли ли они или другие госорганы вмешаться в ситуацию?

- Прежде всего, скажу, что от промахов никто не застрахован. Но когда мы говорим о такой деликатной теме, как обменный курс, то должны понимать, что на его изменения повлияла целая группа факторов.

Во-первых, практически все соглашаются с тем, что курс гривны к доллару 8 к 1 на протяжении трех последних лет искусственно удерживался. Кстати, золотовалютные резервы с 2012-го до 2014 год при правлении Януковича сократились с 38 миллиардов до 19-и.

Во-вторых, мы не должны забывать, что страна воюет. Бюджетные расходы на оборону с 10 млрд. грн. выросли до 90 миллиардов, причем на фоне сокращения валового внутреннего продукта на 15%. Естественно, часть гривневой массы идет за счет выкупа Нацбанком облигаций внутреннего займа.

Третье – общее состояние тревоги населения привело к тому, что из банковской сферы фактически за год вкладчики забрали 130 млрд. гривен, что составляет треть всего, что держали на депозитах украинцы. Где эта наличка? Она попала на неорганизованный рынок, и люди, поддаваясь паническим настроениям и спекулятивным действиям, конвертировали гривневую массу в доллары.

Четвертое. Я обладаю информацией о том, что искусственное «расшатывание» ситуации связано с действиями «пятой колонны». Конкретными операциями по скупке валюты на межбанке целый ряд коммерческих банков, которые являются «прокладками», привели к резкому обесцениванию гривны. По мере того, как СБУ начала «наводить порядок» и отстранила от рынка эту «пятую колонну», ситуация начала стабилизироваться.

- А чьи это «прокладки»?

- Речь идет о банках, которые через резидентов или нерезидентов связаны с российским капиталом. Хочу сказать и о позитиве. Поясню, в чем плюс решения МВФ о выделении Украине кредита. Прежде всего, это мощный сигнал для привлечения инвесторов, которые работают с государственными ценными бумагами. Кредит даст возможность поднять рейтинг кредитоспособности государства и прекратить отток из Украины капитала мелких инвесторов.

Это первое. Второе – я очень рассчитываю на то, что мирное урегулирование ситуации на Донбассе будет продолжаться. Для инвесторов это крайне важно. А третьим фактором я бы назвал сезонность. По мере приближения к маю-июню в Украине всегда наблюдалось уменьшение спроса на валюту. Ее обычно в это время больше продают. Таким образом, если сохранится нынешняя монетарная база, мы можем ожидать стабилизацию ситуации на валютном рынке страны.

- Как считаете, власти могут хотя бы смягчить последствия «продуктовой» паники, которую мы наблюдали в начале мая 2014-го и конце февраля 2015-го? Ведь никто не гарантирует, что такое не повторится…

- Естественно, панику нельзя просто остановить. Однако, по крайней мере, смягчить этот «процесс» следует. Паника возникает там, где с людьми не общаются. И они не владеют достоверной информацией. Это первое, а второе – когда люди не совсем доверяют власти. Я перечислил те критерии, над которыми нужно работать.

"Моя Вінниця"За iнформацiєю:РЕАЛ
Система Orphus

Останні новини

Реклама

Загрузка...
Загрузка...
Афіша кінотеатра Мультіплекс (Караван)