В 2006 году молодой парень Владимир Гройсман неожиданно для многих победил на выборах мэра Винницы, став самым юным главой областного центра в Украине. На тот момент ему было всего 28 лет. 20 января ему исполняется 32, но, несмотря на возраст, в городе, да и в Киеве его давно уже воспринимают как серьезную политическую фигуру. Хотя сам он себя политиком не считает. «Попытки политизировать местное самоуправление – большая ошибка. Мы должны решать проблемы людей, а не заниматься политическими дрязгами», - любит повторять он. Что удалось и не удалось за эти 4 года, какие планы у городского главы, – об этом разговор в канун его дня рождения. Еще одним поводом для нашей встречи стала его победа в читательском рейтинге самых любимых и авторитетных винничан.

«Когда я подошел к горисполкому и посмотрел на это большое здание, то подумал о том, что там внутри, наверное, все слаженно и отлажено, что все работают как часы. А на самом деле все было совсем не так…»

- День рождения – для каждого человека повод подвести итоги и подумать о будущем. О чем Вы думаете в эти дни?
- О новом этапе. Мне кажется, что впереди еще много задач, которые предстоит решить. День рождения – это как точка отсчета, момент сверки часов. Было 28, 29, 30, 31… С каждым прожитым годом приходит опыт и я чувствую, что впереди более глубокие и более сложные задачи, которые мы вместе с моей командой обязательно решим.

- Четыре года назад Вы отмечали свой день рождения в ходе предвыборной кампании. Тогда Вы пообещали винничанам, что им не будет стыдно за Вашу работу. Считаете ли Вы сами, что исполнили это обещание?
- Это не простое обещание. Я об этом помню каждый день. Ряд проектов уже удались. Некоторые вещи - более сложные, но они тоже решаются. Самое главное для меня, что в принятии решений, в своей работе я всегда был честен все эти четыре года. Мне сегодня не стыдно за то, что я делаю. И я надеюсь, что винничанам не стыдно за то, что они тогда мне поверили. Доверие горожан, если так можно сказать, всегда со мной, я всегда его чувствую.

- А что Вы чувствовали тогда, впервые войдя в кабинет главы города?
- Я помню этот момент. Только это было не в кабинете, а когда я подошел к горисполкому. Я посмотрел на это большое здание и подумал о том, что там внутри, наверное, все слаженно и отлажено, что все работают как часы. А на самом деле все было совсем не так…

- А чувства растерянности не было?
- Нет. Первое, с чего я начал, было изучение положения дел в городском хозяйстве, инвентаризация проблематики и задач, которые перед нами стоят, а также имеющихся для их решения ресурсов.

- Какие вопросы оказались первыми в том списке проблем?
- Обеспечение нормальной жизнедеятельности города. Все было достаточно экстремально, начиная с жилищно-коммунального хозяйства, дорог, тепла и заканчивая системой управления, которая, на мой взгляд, просто отсутствовала. Одна из первых проблем, которую пришлось решать, - мусор. Как сейчас помню - был один из первых моих объездов города. Я спросил одного чиновника: «Вот объясните мне, как так может быть? У Вас дома, в квартире так же грязно?» А он мне говорит: «Нет. Но это такая сложная проблема, это невозможно решить. Владимир Борисович, понимаете, кто только ни брался за эту проблему, но она так и оставалась!» Но шаг за шагом мы ее решили, построили другую логистику процесса. Приобрели контейнеры, наладили вывоз мусора в ночное время, начали убирать одну за другой стихийные свалки. В результате город стал чище, а мусора мы стали вывозить меньше. Оказалось, были приписки, необъективная оценка ситуации.
Такая ситуация была во многих сферах. Например, каждый день в городе стояли по 50 лифтов. Школы не имели денег на решение элементарных хозяйственных проблем. Я заехал в одну библиотеку, и меня поразил светильник на проводе, который свисал с потолка. Я спросил, сколько им выделили денег на периодику. Мне библиотекарь сказала: «Пять тысяч гривен на год, но мы их не получили. В конце года сказали, что денег нет»... А еще темные улицы. К тому времени, когда я пришел, из 16 000 уличных светильников поменяли 1 200, а сейчас уже 12 000. Если бы не кризис, мы бы еще в прошлом году закончили эту программу. Тогда в 2005 году я понял - некоторые проблемы просто не пытались решить всерьез.

На одном из совещаний я встал и сказал: «Если мы не готовы справиться с этой проблемой, то всем нам надо подать в отставку. Я готов сделать это первым»

- Одним из первых серьезных испытаний для Вас стала проблема стихийной торговли. Буквально через два месяца после Вашего избрания, когда Вы только начали делать первые шаги в этом направлении, торгующие перекрыли центр города. И вообще ситуация была накаленной. Вы не отступили. Почему Вам удалось переломить ситуацию, а другим не удавалось?
- Потому что было принято решение. А если решение принято – от него не отступают. Я благодарен своей команде, областному руководству и правоохранительным органам, которые на определенном этапе поддержали наши действия. На одном из совещаний я встал и сказал: «Если мы не готовы справиться с этой проблемой, то всем нам надо подать в отставку. Я готов сделать это первым, но также должны поступить и первые лица всех соответствующих структур». Потому что, на мой взгляд, в цивилизованном городе такой бардак просто недопустим. И еще один важный момент. Ни один человек, что бы кто тогда не говорил, не потерял свое рабочее место, всем была предложена альтернатива. Все было абсолютно честно по отношению к городу и горожанам. Дело не в том, чтобы кого-то куда-то прогнать. Просто все нужно расставить по своим местам. Город должен иметь цивилизованный вид, а предприниматели - возможность заниматься своим делом.

- Помнится, на прошлые выборы Вы шли под девизом «Цілодобова варта», который можно определить как формулу антикризисного управления. Были ли для Вас все эти четыре года работой именно по этой формуле?
- 2006-й год – однозначно, да. 2007-й и 2008-й годы были для города годами развития. А в конце 2008-го года мы вновь вынуждены были вернуться к антикризисному управлению по известным причинам. Хотя могу сказать, что этот период мы прошли достойно и большинство начатых программ продолжили. Думаю, что определенные задачи антикризисного характера нам придется решать и в этом году, а с 2011 года мы сможем развиваться дальше.

- А как происходил переход от антикризисного к системному управлению в разных сферах городской жизни?
- Мы начинали с наведения элементарного порядка, а затем переходили к комплексному решению проблем. Начинали с преодоления вопиющей безответственности и безразличия, из-за которых проблемы накапливались годами. Когда, например, мы взяли под контроль ситуацию в жилищно-коммунальном хозяйстве, встал вопрос об эффективной модели ЖКХ города. Реализовать ее в полной мере за год-два невозможно, но мы приняли ряд системных решений. Так, этим летом внедрили механизм подотчетности ЖЭКов гражданам. Вопрос теперь в том, чтобы развивать у граждан готовность управлять этим процессом, контролировать работу ЖЭКов. Мы оптимизировали систему жилищно-эксплуатационных контор, ликвидировав наименее эффективные ЖЭКи и передав их жилой фонд более эффективным. Определили территории обслуживания, сделав это, следующим шагом обозначили придомовые территории и ввели подомовой тариф. Мы свели все базы данных в единый расчетный центр. Создали единую и современную систему начисления субсидий. Сегодня мы подошли к еще одному, очень важному этапу - модернизации системы теплообеспечения города, объединив мощности основных теплоснабжающих организаций.
Еще один пример – городской транспорт. Вначале мы сломали коррупционные схемы, которые работали по распределению маршрутов, сделали эту процедуру прозрачной через совет по транспорту, который работает абсолютно публично. А дальше совместно с нашим политехом разработали научную концепцию развития пассажирских перевозок в городе. Создали муниципальный автобусный парк, разработали новые маршруты, построили несколько новых троллейбусных линий. Мы практически полностью заменили наш трамвайный парк благодаря проекту с Цюрихом. Расскажу забавную историю. В 2006 году представители Швейцарского агентства развития искали партнера в Украине. Когда они пришли ко мне, то предложили съездить за их счет в Цюрих и самому посмотреть эти трамваи. Я ответил, что мэр вряд ли является самым сильным специалистом по трамваям в городе, поэтому отправил к ним представителей ТТУ, на основании профессиональных выводов которых и было принято окончательное решение. Швейцарцы, с которыми мы продолжаем сотрудничать и по другим направлениям, эту историю мне до сих пор вспоминают – обычно они сталкиваются с другими подходами со стороны чиновников. Все это просто надо продолжать. Мы работаем сейчас над внедрением автоматизированной системы управления дорожным движением в городе, элементом которой будет и управление пассажирским транспортом с помощью современных технологий. В «горячих точках», где были постоянные заторы, мы уже поставили компьютеризированные светофоры, расширили наиболее сложные перекрестки, и будем продолжать это делать дальше.

- А в гуманитарной сфере?
- Начну с образования. Мы определили четкую систему распределения финансовых ресурсов, в результате чего каждая школа, каждый детский сад получили пусть не очень большую, но реальную возможность решать свои проблемы. При этом средства выделяются не в конце года, как это было раньше, и как это делается во многих других городах, а тогда, когда это реально нужно. Сегодня можно сказать, что все школы подключены к Интернету. Мы постоянно открываем новые группы в детских садах. Приведу цифры. В 2006 году в очереди стояло почти 2000 детей, сейчас – 681. Это по-прежнему много, но на тот момент детей дошкольного возраста в городе было около 9 500, а сейчас – 12 500. Аналогичные примеры можно приводить и по другим сферам.

«Никто из моей команды не осмелится поставить свои интересы выше интересов города. Каждый сегодня четко понимает - если он попробует это сделать, потеряет в ней место»

- Вы всегда говорите о том, что все что сделано, это заслуга, в том числе, Вашей команды. Как Вы ее создавали? В чем ее сильные и слабые стороны?
- Принцип один – у всех членов команды должна быть общая цель. С самого начала я говорил – мне не важно, чьими людьми вас считают и какова ваша партийная принадлежность. У меня есть только два критерия – готовность работать в интересах горожан и профессионализм. Я считаю, что моя команда достаточно профессиональная – заместители, начальники управлений, представители депутатского корпуса. И никто из моей команды не осмелится поставить свои интересы выше интересов города. Каждый сегодня четко понимает - если он попробует это сделать, он потеряет в ней место. Мы можем дискутировать на этапе принятия того или иного решения, каждый имеет возможность высказать свое мнение. Но если решение принято, оно единое для всех. Ни у кого нет никаких привилегий. И все должны работать не за страх, а на совесть. А насчет слабых сторон – команда постоянно развивается, поэтому свои слабости мы преодолеваем.

- А как складываются Ваши отношения с областным руководством?
- У нас сегодня абсолютно нормальные рабочие отношения и с губернатором Александром Домбровским, и с председателем областного совета Григорием Заболотным. Понятно, что у каждого из нас свои функции и свои задачи. Бывают рабочие дискуссии. Но мудрость состоит в том, чтобы находить совместное решение, не обостряя ситуацию. В отличие от киевских политиков мы находим взаимопонимание и подставляем друг другу плечо, когда это надо.

- За последние годы Винница стала выдвигаться в число ведущих областных центров Украины. Достаточно вспомнить, например, рейтинг журнала «Фокус», в котором за 3 года город поднялся почти на 30 позиций вверх. Как Вы видите будущее города?
- Сомнений в том, что в перспективе Винница будет соответствовать высоким стандартам, у меня нет. Что касается рейтингов, то я скептически к ним отношусь. Всегда надо оценивать, как, по каким параметрам этот рейтинг сформирован. Лично для меня главный критерий – это ощущение позитивных изменений у самих винничан. Для меня важно, что чувствует каждый горожанин. Мне кажется, что между людьми и властью, которую они избрали, появился некий контакт. Что же касается статуса нашего города, то мы сами его меняем, в первую очередь благодаря нашим успешным практикам. У нас одна из лучших в Украине систем управления городом, мы сертифицированы по международному стандарту ISO. У нас есть уникальные решения во многих сферах – в ЖКХ, в медицине, в сфере предоставления административных услуг. За это нас уважают и с нами считаются. Даже многие министерства с нами советуются.

- Одно из наиболее ярких винницких «ноу-хау» - центр административных услуг «Прозрачный офис». Этот опыт приезжают изучать со всей Украины. Почему получилось именно в Виннице? Каковы перспективы его развития?
- Чтобы получилось, надо иметь настоящее желание. Понятно, что все это было непросто. Понятно, что мы еще не все сделали из того, что хотим. Но здесь есть задачи, которые стоят перед местной властью, и проблемы, которые зависят от законодателей. Нужно поменять глупые законы, которые не создают стандарты, а наоборот их рушат и усложняют жизнь как предпринимателю, так и простому человеку. Но та практика, которая у нас есть, будет развиваться и совершенствоваться. Не должен человек бегать по кабинетам и прислуживать перед властью. А власть должна спокойно и качественно делать свою работу, предоставлять ему определенные услуги. Для нас это стандарт. Но чтобы все это реализовывать, нужно иметь волю. Слава Богу, ни волей, ни пониманием Бог не обидел.

- Если мы говорим о европейских стандартах, то один из них – это безопасность в городе. Неприятности случаются везде, но в любом европейском городе чувствуешь себя спокойнее, чем в наших. Что Вы намерены предпринимать в этом направлении?
- У нас сегодня наработано решение – программа «Безопасный город». Для ее разработки мы привлекли лучших специалистов в мире. Она строится на современных технологических подходах, применение которых мы пока видим только в кино, когда показывают, как борются с криминалом в городах Европы или США. Но такая система, конечно, недешевая. У нас уже были предварительные договоренности с правительством по этому поводу, но мы понимаем, что сейчас достаточно сложный политический период и его надо пройти. Я уверен в том, что такая программа городу нужна, и мы будем искать источники ее финансирования.

- Еще одна сфера, в которой сравнение с более развитыми странами очевидно не в нашу пользу. Речь идет о здравоохранении. Волна гриппа в конце прошлого года наглядно показала, что отрасль находится в критическом состоянии. Тогда на совещании с участием премьер-министра Вы поставили вопрос о пилотном проекте по внедрению страховой медицины в Виннице и Винницкой области. Преодолим ли тот разрыв, который сегодня есть между нашим здравоохранением и тем, как оно поставлено в цивилизованном мире?
- Первое, нужно честно признать, что у нас нет бесплатной медицины и нет качественной медицины. И виновата в этом система, которую сегодня поддерживает государство. На ближайшие пять лет я ставлю перед собой задачу глубокого реформирования системы здравоохранения нашего города, и, возможно, Винница в этой сфере станет пилотной площадкой для всей страны. Все будет исходить с точки зрения самого человека, начиная с профилактики, диагностики, первичной медицинской помощи, семейной медицины, скорой помощи и заканчивая качественным лечением и уходом за больными. Серьезные вопросы – это повышение квалификации врачей и медперсонала, внедрение современных медицинских технологий, привлечение новых финансовых инструментов в виде, например, муниципального медицинского страхования. Эту модель мы уже отрабатываем.
Очень важный вопрос – повышение ответственности наших медицинских работников. Мы проанализировали опыт эпидемии и сделали ряд выводов. С одной стороны, подтвердилась правильность тех усилий, которые мы предпринимали раньше. Только один пример – скорая помощь. Благодаря изменению организационных схем, обновлению автомобильного парка, выделению дополнительных средств для обеспечения бригад скорой помощи необходимым минимумом лекарств - ее работа вышла на другой уровень. Сейчас более 90% экстренных вызовов обслуживается в течение 15 минут – это один из самых высоких показателей в стране. Но есть немало слабых мест. В декабре мы создали специальную врачебную комиссию, которая будет анализировать каждый смертельный случай, по крайней мере, по тем диагнозам, по которым у нас наибольшие показатели смертности. В результате мы будем четко видеть проблемные места и нарабатывать те меры, которые нужно предпринимать в первую очередь. Но я не буду долго останавливаться на том, что уже сделано. Это были точечные меры. А нужно комплексное решение. Я хочу, чтобы люди были здоровыми. Чтобы они не умирали в молодом возрасте - да и в старшем возрасте не умирали, если они могут жить.

- Еще один приоритет, о котором Вы часто говорите – дети. На сессии горсовета в декабре принята долгосрочная программа «Винница – город, доброжелательный к детям». Звучит как-то пафосно. Что предполагается сделать в этом направлении?
- Дети – это наши цветы. Это наш сегодняшний и завтрашний день. Упомянутая вами программа подготовлена в соответствии со стандартами международной программы «Города, доброжелательные к детям», разработанными Детским фондом ООН. Мы изучали опыт ее внедрения в других городах Украины и мира, анализировали ситуацию в Виннице. Общая идея проста - мы должны создать максимально благоприятнее условия для здорового развития детей, получения ими хорошего образования, развития их талантов и организации творческого досуга, их безопасности.

- Чтобы реализовывать те планы, о которых Вы говорите, нужны ресурсы. Основа развития любого города – экономика. Обоснованы ли претензии Винницы на новый статус при той экономической базе, которая есть сейчас?
- Экономика – это не просто основа. Это основа основ. Все социальные моменты являются производными от уровня развития экономики. Единственный путь, который для нас возможен, – привлекать новые инвестиции, создавать серьезные производства, развивать сферу услуг и торговли, стимулировать конкуренцию. Должен сказать, что мы разрушили монополию, которая была в городе во многих сферах. Это всегда возникает, когда есть чья-то заинтересованность. Одним – зеленый свет, другим барьеры. Свободная среда очень важна для потенциального инвестора. Сегодня редко вспоминают о том, что мы чуть не потеряли польское предприятие «Барлинек», приносящее в бюджет немалые средства. Причина была одна – затягивание решения вопросов, и мое вмешательство оказалось в этом случае своевременным. Еще один шаг, который мы сделали, - мы создали совет предпринимателей как канал общения власти и бизнеса, реально работающий на то, чтобы выявлять и снимать бюрократические барьеры. Мы заложили основу создания Винницкого индустриального парка, зарезервировали землю, которую никто не сможет раздеребанить. Тут есть проблема инфраструктуры – энерго- и водообеспечения, канализации, которая требует государственных инвестиций. Этот вопрос мы «пробиваем» в Киеве. ВИП ждет своего часа и этот час, я уверен, придет.

На местных выборах будет блок Гройсмана. В этот блок войдут люди, которые на деле доказали, что способны работать в интересах города

- Насколько применимы те подходы, которые Вы исповедуете в других городах области?
- Что такое область? Это села, поселки, города. И каждый из них должен быть сильным, тогда соответственно будет сильной область. Когда о селах говорят только в контексте сельского хозяйства, это неправильно. Инфраструктура должна быть везде – школы, дома культуры, дороги, освещение. И наш опыт вполне применим. Винница – это локомотив. Мы готовы делиться своими наработками. В декабре мы подали заявку на грант, финансируемый Министерством иностранных дел Польши. Не хочу забегать вперед, но если все получится, то в этом году на базе Винницы с помощью наших польских коллег мы организуем под эгидой Винницкого регионального отделения Ассоциации городов цикл обучения по современным методам муниципального управления. Заявки на участие в этой программе подали 15 городов области.

- Продолжая тему Ассоциации городов, напрашивается вопрос. Вы как ее вице-президент активно выступаете за укрепление местного самоуправления. 17 декабря в Киеве на дебатах, организованных фондом «эффективное управление», Вы выступали именно как сторонник децентрализации. «Децентрализация», «сильное местное самоуправление» - что эти слова означают, если перевести их на простой человеческий язык?
- Я сторонник качественной жизни людей, и этой цели на местном уровне можно достичь, только развивая местное самоуправление. Есть очень простой принцип – проблемы должны решаться на том уровне, на котором они возникают, максимально близко к людям. Если на государственном уровне кто-то этого не понимает, то пусть проанализирует опыт европейских стран, той же Польши или Словакии. Местное самоуправление должно быть сильным, и способным развивать свои территории и решать проблемы людей.

- Будет ли блок Гройсмана на местных выборах? Если да, то какие позиции он будет отстаивать?
- На городском уровне однозначно будет такой блок, и отстаивать он будет именно развитие местного самоуправления. А значит – развитие города и все, что связано с защитой каждого винничанина. Я считаю, что страну охватила политическая эпидемия, и это большая ошибка – политизация выборов органов местного самоуправления. В этот блок войдут люди, которые за эти 4 года на деле доказали, что они способны работать именно в интересах города. Что же касается областного совета, то мы сейчас обсуждаем формат нашей активности с Александром Домбровским и Григорием Заболотным. И я к этому вопросу подхожу с позиций мэра областного центра и главы Винницкого регионального отделения Ассоциации городов – с позиций развития местного самоуправления и стандартов качества жизни.

- У Вас много планов. Будет ли небольшая передышка перед серьезной работой? Как Вы будете отмечать свой день рождения?
- Как всегда. Соберу своих близких и друзей, с которыми меня связывают годы, чтобы семьями вместе просто поболтать и отдохнуть.


Переглядів: 10400
Поширень: 0