Если правительству удастся реализовать намеченное в государственном управлении, на госфинансировании, соответственно, останутся только дороги национального значения. О надлежащем состоянии остальных трасс должны будут заботиться местные власти. Скептики считают, что от этого наши дороги станут еще хуже. Ведь в региональных бюджетах не хватает денег даже на реализацию более мелких инфраструктурных проектов.

Масштабные пертурбации затеваются под благовидным предлогом — обеспечить условия для развития Украины как транзитного государства, а также ускорить социально-экономическое развитие регионов за счет улучшения транспортного сообщения. По словам министра транспорта и связи Иосифа Винского, интенсивность движения на основных транспортных магистралях страны возрастает на 20% ежегодно, а затраты горючего и вредные выбросы на 30% превышают показатели соседних европейских государств. Причина такой ситуации — плохое техническое состояние отечественных дорог. Из-за отсутствия нормального дорожного покрытия в 1087 сел не ходят регулярные автобусные рейсы. Украина безнадежно отстает от Европы по общей протяженности скоростных трасс. Если, скажем, во Франции она составляет около 8 тыс. км, то у нас — всего 280 км. Главной причиной тому в Минтрансе считают использование устаревших технологий и оборудования в дорожном строительстве, низкое качество стройматериалов, а главное — недостаточный объем финансирования. Главный транспортник страны нашел и виновных: местные власти практически не несут ответственности за качество своих дорог и не заинтересованы в нормальном выполнении ремонтных работ. Выход из создавшегося положения напрашивался сам собой. «Наша цель — добиться, чтобы местные администрации и советы проявляли инициативу в строительстве новых и поддержании в надлежащем состоянии уже существующих дорог. Реформа управления путями сообщения предусматривает разграничение сфер ответственности. Их разделят на две основные категории — государственного и местного значения. Управлять государственными будет созданная в структуре Министерства транспорта администрация, и финансироваться они должны из госбюджета. Остальные отдадут в полное управление местных властей. Такая децентрализация управления стимулирует более эффективное использование средств и станет гарантией улучшения качества дорожного хозяйства», — заявил он.

Реформу планируется завершить в 2011 г. Для начала правительство намерено провести свои инициативы через парламент. Депутатам предложат на законодательном уровне закрепить разделение магистралей на общенациональные и местные (конечно, по указке Минтранса). Затем вместе с ответственностью на места собираются передать управление региональными подразделениями госкомпании «Укрдорсервис». Управлять дорогами на государственном уровне будет специально созданное подразделение в структуре Минтранса, которое также станет координировать действия местных администраций по содержанию трасс государственного значения.

«Идея разделить полномочия между центральной и местными властями вполне логична. Ведь когда региональное отделение «Автодора» одновременно должно заботиться и о состоянии международной трассы, которая проходит по его территории, и о сообщении между селами, то не в состоянии эффективно выполнять работы по их обслуживанию. Поскольку требования к ним разные, то и техника, и материалы требуются разные. Да и средства в первую очередь расходуются на стратегические магистрали, остальные могут ждать финансирования годами. Однако предложенные механизмы реализации задуманного вызывают много вопросов. Министерство инициирует передачу областных и районных автодоров на содержание местных властей, но забывает о том, что на сегодняшний день большая часть этих организаций не обладает необходимым парком техники. Так что перед тем как отдать местные автодоры на содержание регионов, Министерство транспорта должно было бы укомплектовать их техникой, а не перекладывать эти проблемы на других», — считает бывший глава Ивано-Франковской областной госадминистрации, член комитета Верховной Рады по аграрной политике и земельным отношениям Роман Ткач.

Главное же, чем обеспокоены местные власти, — где именно они будут брать средства на постоянное поддержание рабочего состояния местных дорог. Сейчас эти деньги худо-бедно выделяются из бюджета. И поскольку формальная ответственность за их состояние лежит на «Укравтодоре», местные администрации готовы мириться с несвоевременным и неполным финансированием. В случае же реформирования управления дорожным хозяйством по плану Минтранса администрации получат новую головную боль. «Смена ответственного — это не реформа. Нужно посмотреть, есть ли на уровне района или села возможность содержать дорогу? Какие источники финансирования: это будет государственный бюджет или местный?» — задается вопросами экс-глава «Укравтодора» Петр Кравчук. Согласно утвержденной правительством концепции система финансирования дорожного хозяйства в ближайшее время меняться не будет. Другими словами, ощутимые средства на содержание дорог области смогут получать только из госбюджета в виде целевых субвенций. Пока же Кабинет Министров обещает регионам только перераспределение доли средств, выделяемых из спецфонда госбюджета. С осени правительство обещает выделить не менее 50% этих средств на содержание дорог местного значения (сейчас — 40%). Однако эксперты такие обещания оценивают невысоко. «Всем известны болезни нынешней системы бюджетного финансирования регионов — задержки с проведением выплат и максимальная централизация. В таких условиях говорить о том, чтобы местные власти брали на себя полную ответственность за состояние инфраструктуры на местах, не приходится», — говорит эксперт Международного центра перспективных исследований Ольга Романюк.

Единственным регулярным источником финансирования дорожного хозяйства на местах на сегодняшний день является налог с владельцев транспортных средств, который поступает в местные бюджеты. Как заявляют региональные чиновники, собранных от его уплаты средств недостаточно для полноценного финансирования работ. «Эти сборы мизерные по сравнению с требуемыми объемами финансирования. К примеру, по Ивано-Франковской области за 2007 г. они составили около 40 млн грн. при потребности в сотни миллионов. Если государство хочет передать дорожное хозяйство в ведение местных администраций или советов, необходимо предусмотреть дополнительные источники финансирования этих работ. Например, в ряде стран существуют сборы с продаж бензина, часть которых идет на содержание дорог», — информирует г-н Ткач. Министр транспорта Иосиф Винский пообещал, что Кабмин пересмотрит размер транспортного сбора, однако о размере дополнительных поступлений в Минтрансе пока молчат.


Переглядів: 2589
Поширень: 0