За 18 лет независимости Украины в силовых ведомствах страны сменилось не одно поколение руководителей. Профессионалы и политические назначенцы приходили и уходили, задерживаясь на ведомственном Олимпе разное время — от месяцев до долгих лет (а некоторые и не по одному разу). Как складывалась судьба многозвездных генералов, отлученных от власти? Оказывается, очень по-разному. Некоторые и ныне занимают видное положение в стране, в политике; другие тихонько, но активно «рулят» в своих бывших ведомствах в качестве советников; третьи возглавляют охрану крупных компаний; четвертые стали просто пенсионерами... А есть и такие, кто сменил гражданство! Конечно, рассказать обо всех замах того или иного министра или генпрокурора, сменившихся за эти годы, невозможно (их многие десятки), но судьбу некоторых наиболее видных, в свое время бывших, что называется, на слуху в связи с резонансными делами, мы решили проследить. С первыми руководителями было проще, их все же меньше (хотя тоже немало). Вот что удалось выяснить.

ПЕНСИИ ГПУ

Пенсии у руководства ГПУ особенно выросли за последние годы, после прихода генпрокурором Святослава Пискуна. Святославу Михайловичу удалось обеспечить подчиненных (и себя) весьма солидными суммами. По сведениям «Сегодня», пенсия самого генпрокурора ныне составляет примерно 35—45 тысяч гривен (в зависимости от выслуги, звания и прочих «накруток»), у заместителей — 30—40 тысяч (например у одного из бывших замов Пискуна — 33 600 гривен). До Пискуна пенсии были скромнее раза в два. А еще раньше пенсии были до 10 тысяч гривен (а то и, как в случае с генпрокурором Владиславом Дацюком, исчислялись сотнями гривен). Кстати, и ныне потолок пенсий ограничен 10 000 грн., вследствие принятия закона о бюджете-2009. Но закон обратной силы не имеет, потому те, кто получал большие пенсии, так и получают их.

ДАЦЮК: «КОГДА МЕНЯ СНЯЛИ С ДОЛЖНОСТИ ГЕНПРОКУРОРА, Я ПОЛУЧИЛ ПЕНСИЮ... 848 ГРИВЕН»

Дацюк. «Я поначалу остался вообще без пенсии...».

Владислав Дацюк был генпрокурором Украины в 1993—1995 годах. С должности его сняла Верховная Рада, по слухам, из-за пристального внимания ведомства Дацюка к таким видным народным избранникам, как Александр Ткаченко (дело ассоциации «Земля и люди», которая обвинялась в бездарном расходовании, если не хищении десятков миллионов долларов) или Александр Мороз (был даже арестован его советник Виктор Боженар по вопросу о распределении госкредитов). Так, во всяком случае, полагает Владислав Владимирович. О том, что было потом, «Сегодня» рассказал сам Дацюк, ныне, в свои 72 года, работающий на незаметной должности в Генпрокуратуре.

— После моего снятия судьба сложилась сложновато. Я не получил пенсии генпрокурора, поэтому и сейчас работаю. Дело в том, что тогда существовал закон о прокуратуре, принятый еще в 1991 году, где, на мой взгляд, допустили глупость. Там было записано, что если вы увольняетесь и в течение месяца не оформили пенсию, то... вообще теряете на нее право! У меня так и вышло: пока сдавал дела, вводил в курс нового генерального прокурора Григория Ворсинова (а он приехал позже, чем я ожидал), срок прошел. И я остался вообще без ничего, мне не полагалось никакой пенсии. Вариант выхода из ситуации был такой — я должен был отработать еще два года на любой другой должности в прокуратуре и получал право на пенсию, но уже с этой должности. Я пошел к президенту Кучме и попросил помочь в назначении. Спасибо ему, помог и Ворсинов, назначил меня заместителем Южного транспортного прокурора в Одессу. Но два года там поработать не вышло. Так что получилась у меня пенсия всего 848 гривен. Вот на эти деньги мы с женой и жили несколько лет, пока не пришел генпрокурором Геннадий Васильев.

Меня приняли на работу старшим прокурором в управление правового обеспечения ГПУ. Там я проработал год, потом меня перевели замначальника 1 отдела (спецотдела). Это, иначе говоря, «секретка». Мы получаем засекреченные документы, знакомим с ними генпрокурора, потом отслеживаем их движение и прочее. Тут я и работаю по сей день, зарабатываю пенсию побольше. Но опять-таки — с нынешней должности. Чтобы вести речь о пенсии генпрокурора, мне надо восстановиться через суд хоть на день и тут же уволиться. Я мог бы это сделать, ибо постановление ВР о моем увольнении было незаконным. Но ходить по судам не в моем характере. Бог с ними… А классный чин, допустим, мой, равный генералу армии (Дацюк имеет высшее прокурорское звание государственного советника юстиции Украины с большой маршальской звездой на погонах. — Авт.), «стоит» всего 160 гривен прибавки к окладу. Правда, мне сделали перерасчет, и я теперь получаю 4,5 тысячи гривен пенсии. Может быть, в будущем и больше, потому что пока работаю. С учетом разных надбавок получаю неплохую зарплату — около 8 тысяч гривен.

ПОТЕБЕНЬКО: ПЕРВЫЙ ДВАЖДЫ ПРОКУРОР УКРАИНЫ

Потебенько. «Как советник я выполняю поручения генпрокурора»

Михаил Потебенько стал первым прокурором Украины, занявшим эту должность дважды (позже его превзошел Святослав Пискун, становившийся главным прокурором страны, по суду, трижды). Поначалу должность называлась «прокурор УССР», ибо назначался Потебенько еще во времена Союза, а второй раз он стал генеральным прокурором уже независимой страны. Главное кресло на Резницкой он покинул в 2002 году, уйдя в народные депутаты.

Затем Михаил Алексеевич вернулся в ГПУ, но уже советником Генпрокуратуры. По его словам, все генералы армии и приравненные к ним лица (например «прокурорские» государственные советники юстиции Украины или «милицейские» генералы внутренней службы Украины) становятся таковыми советниками в своих ведомствах. В ГПУ на сегодня такой один — сам Потебенько. Это штатная должность, дает право на кабинет, помощника и служебный автомобиль. (Любопытно, что в кабинете висит портрет бывшего прокурора СССР Романа Руденко, когда-то представлявшего обвинение от СССР на Нюрнбергском процессе, где судили главных фашистов, и назначавшего Потебенько прокурором Херсонской области).

По словам Потебенько, функции советника определяются решениями генпрокурора или его первого заместителя, которые поручают то или иное дело. Например, это может быть выезд в какую-либо область для дополнительной проверки жалобы, которую уже проверяли на всех уровнях, но что-то все же вызывает у руководства сомнения. По сути, советник в таких случаях служит экспертом, составляя свое профессиональное суждение по ситуации. Его рекомендации необязательны для генпрокурора, но обычно он к ним прислушивается.

Потебенько живет с супругой на даче в Конча-Заспе. Построенная с десяток лет назад, она ныне кажется небольшой хижиной на фоне нынешних трех- и более этажных особняков.

СТАЛИ НАРДЕПАМИ

Валерий БЕВЗ — бывший начальник УМВД в Винницкой области, бывший замглавы МЧС Украины

Геннадий ВАСИЛЬЕВ — экс-генпрокурор

Иван ВЕРНИДУБОВ — бывший замгенпрокурора

Василий ГРИЦАК — бывший начальник Департамента ресурсного обеспечения МВД Украины

Анатолий ГРИЦЕНКО — экс-министр обороны

Николай ДЖИГА — бывший первый замминистра — начальник ГУБОП МВД Украины

Александр КУЗЬМУК — бывший министр обороны

Андрей КОЖЕМЯКИН — экс-зампред СБУ

Владимир МАЛЫШЕВ — бывший начальник УМВД в Донецкой области

Сергей МИЩЕНКО — экс-прокурор Киевской области

Геннадий МОСКАЛЬ — бывший замминистра МВД, экс-зампред СБУ

Юрий САМОЙЛЕНКО — экс-зампред СБУ

Александр СКИБИНЕЦКИЙ — бывший первый зампред СБУ

Николай ПЕТРУК — экс-главком Сухопутных войск ВСУ

Святослав ПИСКУН — бывший генпрокурор

Нардепами избирались Евгений Марчук (экс-глава СБУ), Валерий Шмаров (министр обороны), другие. Случается и наоборот — из депутатов стартуют на те или иные руководящие должности. Так, Виктор Развадовский, пробыв два созыва в нардепах, был назначен начальником ГУМВД в Харьковской области, где и работает по настоящее время (правда, до избрания немало прослужил в милиции). Другой воспитанник МВД Иван Билас также ушел в депутаты, а после этого сосредоточился на казачестве и работе в Федерации авиаспорта. Избранный в ВР из Кривого Рога Леонид Бородич стал впоследствии первым замминистра МВД, но трагически погиб на авиашоу в 2000 году.

СМОТРИТЕ ДЕТАЛЬНЕЕ

МИЛИЦИЯ: В КОМПАНИИ — ЗАМАМИ ПО РЕЖИМУ

Интересно проследить, как складывается судьба бывших руководителей МВД. Из удачных примеров стоит назвать Юрия Смирнова, бывшего главу МВД. Уйдя на пенсию, он продолжает работать — поначалу трудился в Администрации президента, потом в одной из транспортных компаний, затем был первым заместителем председателя правления «Приватбанка» по безопасности, а в последнее время — вице-президентом по режиму и безопасности крупной международной научно-промышленной корпорации (профиль — энергетика) и внештатным советником губернатора Днепропетровской области (эта должность — на общественных началах, хотя Смирнову положен кабинет с секретарем, где он регулярно бывает).

Следующий после Смирнова министр Николай Белоконь сейчас — гражданин России. По сведениям из надежного источника, Белоконь ныне занимает должность советника министра внутренних дел РФ, имеет служебный автомобиль с мигалкой, кабинет, секретаря, оклад... Ему восстановили звание генерал-полковника милиции, но уже российской.

Экс-замминистра (при Белоконе) Петр Опанасенко уже несколько лет является зампредседателя правления «Укрнафты» — начальником Департамента экономической безопасности и режима. Бывший начальник налоговой милиции Украины Виктор Жвалюк командует режимом и охраной в «Индустриалбанке»... При этом все они, заслуженные генералы, разумеется, получают и пенсию. Ее размер сильно вырос во времена ухода с поста министра Николая Белоконя, который оформил себе 17 тысяч гривен (тогда об этом много писали СМИ, возмущаясь величиной суммы). Его замы получили по 14—15 тысяч, и с тех пор люди такого ранга в МВД имеют примерно столько же. Как видим, милиция в этом плане сильно уступает прокуратуре (см. рядом). В коммерцию ушли и другие замы министра — Николай Ануфриев, Валерий Чернышев.

А вот замминистра Владимир Мельников, курировавший криминальный блок, из своего министерства не уходил: в начале 2000-х он по здоровью попросился на работу с меньшим объемом и был назначен руководителем ведомственной гостиницы МВД, где и работает поныне. Еще один замминистра — Анатолий Присяжнюк — уже несколько лет возглавляет государственное акционерное общество «Черноморнефтегаз». Бывший госсекретарь МВД Александр Гапон после ухода из МВД занимается своим бизнесом, а также разведением породистых лошадей и охотничьих собак.

В недавнем прошлом замминистра МВД Василий Фатхутдинов не так давно получил престижный пост Уполномоченного президента Украины по вопросам безопасности мероприятий по проведению финальной части чемпионата Европы 2012 года по футболу.

КУДА УЙДЕТ ГЕЛЕТЕЙ ПОСЛЕ УГОУ?

Недавно покинувший пост шефа Главного управления госохраны генерал-полковник Валерий Гелетей в данный момент находится в отпуске, который проводит на своей родине, в Закарпатье. По некоторым сведениям, Гелетею уготована должность либо в МВД (уровня замминистра), либо — для пересидки — в СНБО, где уже заботливо пристроены отставленные министры Владимир Огрызко и обороны — Юрий Ехануров.

СБУ: СТАЛИ ОБЩЕСТВЕННЫМИ ДЕЯТЕЛЯМИ

О первых лицах спецслужбы мы сказали выше, сейчас вспомним замов. Один из отцов-создателей украинской «Альфы» и ее первый командир генерал Василий Крутов некоторое время (при Александре Турчинове) работал первым зампредом СБУ, затем — первым замсекретаря СНБО, вице-президентом УСПП по корпоративной безопасности. В последнее время сосредоточился на деятельности общественной организации «Международное антитеррористическое единство», созданной при его участии в 2003 году, и председателем правления которой является.

Несколько лет после ухода из Службы безопасности первый зампред СБУ Петр Шатковский оставался в тени (а в интернете имя генерала упорно пристегивали к оружейным скандалам). Однако недавно Петр Николаевич получил предложение, от которого не смог отказаться — был назначен замглавы Секретариата президента по вопросам контроля за деятельностью СБУ. Обрел статус члена коллегии Службы безопасности и госслужащего третьего ранга. Стало быть, слухи о его причастности к незаконным операциям с оружием не подтвердились.

Вынужденный покинуть должность зампреда СБУ вслед за Игорем Дрижчаным Иван Герасимович вскоре после увольнения оказался в родной стихии уже в бизнес-структуре — стал заместителем руководителя одной из крупнейших украинских авиакомпаний по авиабезопасности. А его коллега Анатолий Мудров (кстати, выходец из Генпрокуратуры), оставив пост зампреда СБУ, со спецслужбой не распрощался, хотя и перешел в советники.

Еще один бывший зампред СБУ (и экс-замгенпрокурора) Николай Обиход довольствуется пенсией и занялся общественной работой. Его бывший шеф по спецслужбе Игорь Смешко в прошлом месяце на съезде избран председателем Всеукраинской общественной организации «Сила и честь», а Обиход там же избран заместителем председателя. Туда, кстати, входят еще многие бывшие генералы и высокие прокуроры. Кроме того, Смешко — президент Центра стратегических исследований и анализа (неправительственной организации, основанной им же в 2006 году), Обиход — вице-президент там же.

Наиболее «экзотично» сложилась судьба первого зампреда СБУ (при Смешко) Владимира Сацюка, подозреваемого в том, что якобы на его даче отравили Виктора Ющенко. Сацюк, как и Белоконь (а также Руслан Боделан и Игорь Бакай) — ныне гражданин России. По некоторым данным, ему восстановили звание генерал-майора спецслужбы, он является советником директора ФСБ России.


Переглядів: 9394
Поширень: 0