За 5 лет работы Винницкий председатель и по совместительству самый молодой мэр областного центра Владимир Гройсман доказал, что брак многолетнего опыта не помеха успешной деятельности.

Владимир Борисович, в этом году Винница получила первенство среди городов категории до 500 тысяч жителей в рамках конкурса «Населенный пункт наилучшего благоустройства и поддержки общественного порядка». Что такого удалось Виннице, чего не удалось другим городам?

Конечно, приятно, что Винница одержала победу в конкурсе. Я считаю нашим главным достижением то, что город пошагово меняется к лучшему.

Мы понимаем, что в городском хозяйстве есть много проблем. Вместе с тем, мы находим рецепты их решения, а самое главное, работаем на результат. И это касается не только сферы благоустройства, но и других важных участков жизнеобеспечения. Город - это живой организм, в котором необходимо поддерживать постоянный баланс во всех сферах жизни, а не акцентировать внимание на чем-то одном.

Однако если разложить по полкам достижения города за последние несколько лет, какие из них заслуживают особого внимания?

Наверное, сначала стоит сказать о том, какой была Винница еще 5-6 лет назад. Когда я был избран мэром в 2006 году, то дороги вообще были вдребезги разбиты, город практически не освещался, был завален мусором, простаивали десятками лифты, стихийные рынки заняли практически все улицы и площади. Винница не имела даже своего муниципального автобусного парка, а трамвайный уже давно отжил свой эксплуатационный возраст.

За пять лет нам удалось отремонтировать более 50 км дорог, что составляет почти треть от их общей площади. Мы начали с центральных улиц, а сейчас уже занимаемся восстановлением второстепенных улиц, а также ремонтом тротуаров и придомовых территорий. На сегодня Винница - один из немногих городов, где стихийной торговли просто не существует, закуплено и установлено более 18 тысяч новых фонарей. Благодаря тесному сотрудничеству со швейцарскими партнерами полностью заменен трамвайный парк. В 2007 мы создали муниципальный автобусный парк и рассчитываем, что до конца октября этого года в его составе будет 24 новых автобуса.

Винница имеет все шансы обогнать Днепропетровск в звании украинского города фонтанов, открыв в этом году уникальный музыкальный фонтан. Откуда возникла идея его установки?

Наверное никто не будет спорить, что фонтаны - это настоящее украшение любого города с точки зрения благоустройства и эстетики. За четыре года их в Виннице построено семь. Несмотря на ограниченное финансирование и уровень наших возможностей, мы стараемся уделять должное внимание городской среде, комфорту горожан.

В этом году мы открыли четыре фонтана. Один из них, что особенно приятно, - крупнейший в Европе да еще и лазерный и светомузыкальный. Параллельно выполнялись также работы по реконструкции части набережной. Забегая на перед отвечу на вопрос о стоимости: этот проект был реализован за инвестиционные средства (инвестором выступил благотворительный фонд Петра Порошенко). Общая стоимость всего комплекса работ составляет более 70 млн грн.

Кроме этого, в этом году мы также провели комплексную реконструкцию центральной площади города, - Майдана Независимости, - на территории которого возведены еще три фонтана.

А что не успели сделать за это время ?

Думаю, что это более локальные проблемы. Не буду говорить, что все идеально в сфере ЖКХ и благоустройства - это было бы самообманом. Тотальный и многолетний процесс стагнации в отрасли преодолеть невыразимо тяжело как в рамках отдельного региона, так и целой страны.

Чего нам сегодня не хватает? Не хватает ресурсов для модернизации жилого фонда, но мы работаем над этим вопросом.

Откройте нам завесу развития ЖКХ Винницы, а именно отношения потребителя и поставщика услуг?

Мы имеем в коммунальной собственности около 1700 домов. В этом году уже создано 214 ОСМД, однако у нас в планах создать до конца года более 230 объединений (кстати, действующие ОСМД у нас достаточно активны - они даже объединились в Ассоциацию собственников жилья для обмена опытом и наработками по решению тех или иных вопросов деятельности объединений). Город обслуживают преимущественно предприятия коммунальной собственности. В целом мы изменили систему предоставления жилищно-коммунальных услуг, определив подомовой тариф и обязав обслуживающие организации отчитываться перед потребителями в четко регламентированном режиме. Методика формирования требований к услугам, а также тарифов на них на сегодня понятна и открыта. Формула проста: если ЖЭКи предоставляют услуги, люди должны их оплачивать. Но, если какая-либо услуга не оказана или оказана не в полном объеме, то тариф должен быть перечислен или человек имеет право за эту услугу не платить.

Как жители конкретно взятого дома смогут проследить за оказанием услуг или отстоять свои права, если имеет место недоработка в предоставлении услуги?

Целесообразно определить в доме жителя, который бы занимался этим серьезно и был заинтересован в улучшении условий проживания для себя и своих соседей. Сейчас мы внедряем пилотный проект взаимодействия с жителями - «Старший по дому». Это человек, который является связующим звеном между жителями и обслуживающими организациями.

Кстати, в апреле мы подписали договор с IFC (Международной финансовой корпорацией), которая является структурой Всемирного банка и создали в Виннице Ресурсный центр поддержки ОСМД. Мы стараемся основное внимание уделять инициативам и дать им максимальную широту возможностей в принятии решений, выполнении коллегиальных функций. В частности, речь идет и о контроле за качеством предоставления услуг. Мы также ввели проект, в рамках которого старший по дому является заказчиком услуг. Для того, чтобы консолидировать нашу дальнейшую деятельность в этом направлении мы создали Ассоциацию старших по дому - базовая структура, которая аккумулирует в себе все возможные наработки, нормативно-техническую документацию. Сейчас мы занимаемся отработкой новой методики на практике. Очень надеюсь, что она проявит себя как эффективная модель взаимоотношений, поскольку от этого зависит, стоит ли распространять ее в масштабе всего города.

Вы инициировали также сокращение количества ЖЭКов. Чем это было продиктовано?

Мы действительно провели реорганизацию ЖЭКов: если раньше их было 30, то сегодня лишь 11. Это эволюционный путь повышения эффективности работы этих учреждений, проще говоря, мы количество превращаем в качество. В результате, значительно сократилось количество административного аппарата и рационализирована работа сотрудников. Как я уже упоминал, благодаря проекту «Старший по дому» у нас появляется еще один рычаг влияния на качество услуг и профессионализм жэковцев. Мы сейчас также работаем над созданием единой автоматизированной системы управления ЖКХ города, которая уже тестируется. Надеюсь, что в следующем году мы будем готовы к ее практическому внедрению.

Что предусматривает эта единая система?

Это система, которая в режиме реального времени будет отображать каждый дом в городе. То есть старший по дому сможет отслеживать потребление энергоносителей дома, получать информацию о выполненных работ и тому подобное. Речь идет даже об уборке или очистке от снега. Все будет в наличии в онлайн-режиме.

В дополнение создан единый call-centre в Виннице, в который объединены все базы данных коммунальных предприятий. Это дает нам возможность на карте города выявить все «болевые» точки, если они возникают, быстро их устранить, а главное - регулировать эти процессы. В эту сеть присоединены ЖЭКи, предприятия теплокоммунэнерго, МЭС, лифтового хозяйства и другие. И в любое время мы можем увидеть, насколько оперативно они реагируют на аварийные ситуации, на обращение винничан и т.д.

Если уж зашла речь о предприятиях теплокоммунэнерго, то не могу не спросить о подготовке к зиме. Вовремя ли жителям Винницы подадут тепло?

Я могу заверить, что все мероприятия, которые мы запланировали будут выполнены вовремя. При снижении температуры запустим тепло. В этом плане мы тесно держим информационную связь с синоптиками, чтобы, так сказать, держать руку на погодном пульсе.

Открытым остается вопрос энергосбережения, над которым мы постоянно работаем, привлекая как внутренние резервы, так и максимально используя государственные программы. Очень плодотворно работаем также с иностранными партнерами. Так, сейчас приступаем к новому совместному проекту со Швейцарией по модернизации системы теплообеспечения города. Убежден, что в следующем году мы уже начнем его реализацию.

О чем конкретно идет речь?

Предполагается финансово-техническая поддержка со стороны правительства Швейцарии, измеряемая 16 млн швейцарских франков. Средства будут направлены на мероприятия по энергосбережению: модернизацию котельных, установка индивидуальных тепловых пунктов, уменьшению объемов потребления энергоресурсов и т.п. Как я уже привел пример, мы имеем международную поддержку, а также положительный опыт сотрудничества с жильцами - ОСНы (квартальные комитеты). Введена в действие программа софинансирования как в многоквартирных домах, так и частном секторе. И когда люди видят, что это делается с целью улучшения их условий жизни, они сами становятся активными в решении этих вопросов. Это очень полезная и позитивная практика. И полезна она, прежде всего, тем, что люди чувствуют себя причастными к тем качественным изменениям в их доме, на их улице, в городе. Мы уже не первый год проводим конкурсы на лучший благоустроенный дом, двор. Это дает возможность людям проявить свое умение объединять усилия и принимать совместные решения ради порядка и комфорта.

Какой на сегодня износ основных фондов системы теплообеспечения?

Если говорить о тепловых пунктах и о сетях, то как минимум две трети. Топливо-энергетичнский комплекс в городе был возведен еще в советское время. Вопросы эффективности и энергосбережения тогда не рассматривался вообще. Поэтому сегодня мы встали перед проблемой модернизации и переоснащения практически всех систем. На это нужны колоссальные финансовые ресурсы. Теоретически есть пять источников, из которых город может получить средства: государственный бюджет, местный бюджет, средства жителей, кредиты и гранты. Поэтому нам важно сегодня определить весомость каждого из этих источников. Поскольку, если мы хотим сделать ставку, например, на городской бюджет, то уже сейчас должны позаботиться о действенных механизах его завтрашнего наполнения, его распределения по магистральному потоку на места.

Не с этим ли связана перспектива того, что Винница может вскоре остаться без районного деления? Я имею в виду административно-территориальную реформу

Для этой реформы причин более чем достаточно. Районное деление в Виннице носило абсолютно искусственный характер и было рассчитано скорее на советскую систему вертикали власти. Город Винница имеет сегодня 370 тыс. населения и мы видим, что это административная единица, которая может быть вполне самодостаточной без вспомогательных органов управления как с точки зрения административных услуг, так и в целом с точки зрения управления городом. Поэтому районное деление, которое мы планируем ликвидировать, - это остатки устаревшей советской эпохи.

В Виннице было три районных совета, где одних только депутатов насчитывалось 180 человек. Это лишь порождало излишнюю бюрократию и осложнения всех процессов в связи с этим. Накануне прошлых местных выборов Винницкий городской совет принял решение о не создании районных советов в городе, то есть идет речь о том, что райсоветов уже нет. Поэтому следующий шаг - ликвидация районного деления.

На Ваш взгляд, это не повлияет на уровень сотрудничества власти и населения в решении жизненно важных вопросов?

Негативно на качестве нашей работы эти нововведения никак не повлияют. Считаю, что такая модель управления, во-первых, соответствует европейским стандартам, а во-вторых - станет более эффективной для самих горожан, а сами услуги для людей - более доступными.

На Ваш взгляд, на сегодня власть Винницы работает на достаточно высоком уровне?

Честно говоря, объективно оценивать собственную деятельность всегда довольно сложно, поэтому легче приводить конкретные примеры и оперировать фактами. Мы сформировали четкую стратегию действий на перспективу, которая вылилась в концепцию «Винница-2020». Мы видим 10 приоритетов, которые чрезвычайно важны для нас. И когда я говорю для нас, то имею в виду винничан. Эту концепцию мы широко обсудили с горожанами и вместе определяли дальнейшие шаги реализации и достижения поставленных целей. Этот откровенный диалог для меня, наверное, и является крупнейшим достижением.


Переглядів: 7032
Поширень: 0