12 декабря 2011 г. в Администрации Президента Украины (АПУ) состоялось совещание, на котором обсуждались вопросы реформирования медицинского обслуживания. На мероприятие были приглашены заместители губернаторов по вопросам здравоохранения, руководители областных и городских управлений здравоохранения из всех регионов Украины. Совещание прошло под председательством Ирины Акимовой, первого заместителя главы АПУ, при участии Александра Анищенко, министра здравоохранения Украины, Анатолия Максюты, советника Президента Украины и руководителя Главного управления по вопросам реформирования социальной сферы, представителей Мирового банка. В своих докладах опытом реформирования медицинского обслуживания поделились представители Винницкой, Днепропетровской, Донецкой, Полтавской и Харьковской областей.

По словам И. Акимовой, сейчас возникла необходимость получить информацию о том, как на начальных этапах реализуется концепция реформы системы здравоохранения во всех (а не только пилотных) регионах Украины; заслушать оценки внутреннего аудита со стороны МЗ Украины и представителей регионов; сверить курс, которым идет Украина, с международным опытом. На исходе 2011 г. уместно подвести первые итоги работы и определить первые успехи — а они уже есть: принят ряд необходимых законов, началось реформирование первичного уровня медицинской помощи и подготовка к таковому системы экстренной медицинской помощи, было много интересных инициатив со стороны как пилотных (Винницкая, Днепропетровская, Донецкая области и Киев), так и других регионов, также приведен пример создания единой диспетчерской и переоборудования карет скорой помощи, что дало в городах-миллионниках (Харькове и Днепропетровске) сходные результаты: скорость доезда бригады сократилась практически вчетверо; за счет правильной организации работы уменьшилась потребность в топливе, самих автомобилях, не говоря уже о снижении риска ухудшения состояния пациента из-за затянувшегося ожидания помощи. Первый заместитель главы АПУ считает, что об этих успехах должны знать во всех регионах, а также придает большое значение эффективным коммуникациям вокруг историй успеха: первые конкретные результаты дают основу для уверенности в том, что как бы ни были сложны первые шаги реформы здравоохранения, их можно и нужно предпринимать, и делается это в интересах как населения, так и самих работников системы здравоохранения. Новый финансовый механизм стимулирования врачей будет основываться на большей самостоятельности в распоряжении средствами внутри больницы. Врачу должно быть выгодно работать с пациентом, поэтому новая система финансирования будет базироваться на принципе «работаешь лучше — получаешь больше» и включать лишь 2 критерия:

  • количество обслуживаемых больных;
  • качество обслуживания.

Дискуссия не сводится к отчету о проделанной работе, а посвящается прежде всего анализу проблем. На недавнем Совете регионов Президент Украины еще раз подчеркнул, что реформа здравоохранения является одним из самых важных приоритетов преобразований, которые проводятся на общегосударственном уровне, и выразил определенное неудовлетворение темпом проведения этих системных изменений, качеством подготовки документов, оценил как недостаточно удовлетворительную связь между центром и регионами. Именно для того чтобы сделать эту связь более крепкой (поскольку реализовывать реформы только через центр невозможно), и решено было ввести в рабочий график подобные регулярные совещания. «Путь определен, но на этом пути необходимы своевременные корректировки: сделать их, не собравшись вместе за одним круглым столом, нельзя», — заключила И. Акимова.

Как отметил А. Анищенко, за истекший год МЗ Украины и коллегами из регионов была проделана большая совместная работа, есть серьезные достижения в понимании смысла, целей и задач проводимых реформ. Он сообщил о вполне конкретных результатах: по состоянию на конец 2011 г. в пилотных регионах создано 160 центров первичной медико-санитарной помощи: в Винницкой обл. — 27, Днепропетровской обл. — 53, Донецкой обл.— 71 и в Киеве — 9. Первоочередное внимание уделяется именно первичному уровню системы оказания медицинской помощи, поскольку, во-первых, таков мировой стандарт: организация первичной медицинской помощи должна быть нацелена на максимальное ее приближение к населению (для пациента нет никого ближе семейного врача, участкового терапевта и педиатра). Во-вторых, этот метод оказания медицинской помощи наиболее экономически выгоден, и в-третьих, именно на первичном уровне проводится обширная санитарно-просветительская работа. Значительный объем медицинской помощи может и должен быть своевременно предоставлен врачом общей практики без подключения специалистов скорой, госпитальной помощи или врачей узкого профиля. Согласно проекту Государственного бюджета Украины на 2012 г. на первичный уровень оказания медицинской помощи выделяется 35% всех ассигнований на здравоохранение в городах и районах. Это значительный потенциал, и министр усматривает основную задачу в том, чтобы правильно организовать использование выделенных средств: чтобы это было в первую очередь на пользу пациенту, и во-вторых, чтобы медицинский работник почувствовал, что реформы — не ради реформ, не ради структурной перестройки, чтобы каждый врач понял, что за хороший, качественный, профессиональный труд он будет получать дополнительное вознаграждение. Важно также и то, что в ходе реформ все остальные 23 региона Украины не будут сторонними наблюдателями, а начнут проводить реформы с той же этапностью. «Создание единого медицинского пространства — таков наш главный постулат оказания медицинской помощи», — подчеркнул министр. При этом в перспективе:

  • до 1 апреля 2012 г. будут созданы территориальные центры экстренной медицинской помощи и медицины катастроф в пилотных регионах;
  • до конца 2012 г. будут подготовлены территориальные планы создания системы экстренной медицинской помощи в непилотных регионах;
  • до 1 июля 2012 г. будет проводиться работа по формированию госпитальных округов, а до 1 ноября 2012 г. — утверждены план-схемы госпитальных округов (формализация второго уровня оказания медицинской помощи);
  • до конца 2013 г. в рамках новой организационной структуры будут отработаны и внедрены новые механизмы финансирования отрасли здравоохранения в пилотных регионах;
  • в 2014 г. будет осуществлена оценка этапов реформирования системы здравоохранения в пилотных регионах и присоединение к реформе всех регионов страны.

По результатам совещания в АПУ создается впечатление, что реформа здравоохранения не является бесплотной дискуссией, а, напротив, уже начиная со стартового этапа, наполнена живой конкретикой. Об этом убедительно свидетельствуют новшества в регионах, представленные в докладах местных руководителей здравоохранения, которые будут рассмотрены нами более детально в последующих публикациях.


Переглядів: 3299
Поширень: 0