Кемпа – место для Винницы совершенно уникальное. Известный с середины XVI века, этот остров считается колыбелью всего города – именно здесь была построена первая каменная крепость, с которой и пошла современная Винница. Правда, давно уже нет ни крепости, ни литовских замков, ни вообще каких бы то ни было строений – остров сегодня является, скорее, заповедной природной территорией, сохранившейся в неприкосновенности благодаря отсутствию связей с «большой землей». В советское время он, кстати, назывался Фестивальным, а сами винничане именуют Кемпу «островом любви» – это излюбленное место отдыха молодежи, которой ничего не стоит махнуть через реку Южный Буг на лодке или даже самодельном плотике. В 2010 году власти города задумали «легализовать» данную территорию, превратив Кемпу в общегородское пространство. В Виннице был проведен открытый архитектурный конкурс на «лучшую концепцию развития территории острова и набережных реки Южный Буг с образованием пешеходных связей между левым берегом и историческим центром города», в котором победила «Архитектурная мастерская А.Асадова» с проектом под названием «Код города».

Конкурсное задание изначально содержало в себе некое противоречие: с одной стороны, участники должны были предусмотреть создание на острове Кемпа рекреационно-развлекательных объектов, с другой – сохранить его историческую ценность. Дело в том, что не так давно археологи точно доказали, что когда-то на острове существовала крепость, и хотя официально у этой территории нет охранного статуса, капитальное строительство власти благоразумно запретили. Архитекторы Александр и Андрей Асадовы в своем проекте это учли, найдя удачный компромисс между сохранением острова в первозданном виде и тактичным внедрением в его ткань «инфраструктуры выходного дня».

Всю центральную часть Кемпы архитекторы опутали сетью извилистых пешеходных и велосипедных дорожек, на южной оконечности острова благоустроили пляж, а все новые объекты либо решили как временные павильоны из легких конструкций, либо разместили … на воде. С правым и левым берегом Южного Буга остров предполагается связать с помощью двух мостов, каждый из которых представляет собой две выгнутые в разные стороны и пересекающиеся над водой дуги. На суше мосты соединены между собой променадом, так что визуально они воспринимаются как единая конструкция – извивающаяся деревянная лента, аккуратно пришпиленная опорой к земле – чтобы не улетела.

Впрочем, и на этом Асадовы не остановились: сквозь этот сложносочиненный мост пропущен второй – эффектной дугой он огибает северную оконечность Кемпы и связывает его с маяком, который предполагается разместить на небольшом отдельном искусственном островке. Одновременно этот второй мост позволяет зафиксировать несколько понтонов – из них собирается плавучий причал, верхняя часть которого превращается в амфитеатр. Таким образом, архитекторы не забыли в своем проекте и советское название Кемпы – в кольце двух мостов они предлагают разместить летнюю сцену и использовать остров для проведения фестивалей и концертов под открытым небом. Стационарный же Центр досуга и развлечений, а также центр детского творчества и зимний сад архитекторы предлагают разместить на левом берегу Южного Буга, неподалеку от моста, ведущего с Кемпы.

В непосредственной близости от острова планируется создание 4-звездочного отеля, в конкурсе на который Асадовы также приняли участие. Новую гостиницу предполагается построить в так называемом «треугольнике» между набережной реки Южный Буг, улицами Киевской и Соборной, а обращена она будет как раз к Кемпе и центральным ансамблям города, и именно этим обусловлено ее архитектурное решение.

В частности, архитекторы сориентировали на остров все номера, тогда как в сторону главного входа со стороны Киевской улицы обращены лишь поэтажные галереи. И хотя в плане здание имеет форму треугольника, на самом деле застроены лишь две его стороны – остальное пространство занимает атриум со светопрозрачной кровлей сложной изломанной формы, ниспадающей до земли. В это многосветное пространство как раз и выходят упомянутые галереи, оно же освещает входной вестибюль, зону ресепшн и основные общественные помещения комплекса (рестораны, фитнес-центр, конференц-зал). Еще один ресторан расположен выше жилых этажей – для того, чтобы сделать его максимально панорамным, архитекторы размещают его в полностью прозрачном объеме, который нависает над городским центром гигантской консолью. Подняться сюда можно будет прямо из центрального вестибюля – стеклянный параллелепипед словно прорастает из ломаного кристалла атриума, придавая всему зданию подчеркнутую футуристичность. И словно в противовес этой «хайтечности» второе жилое крыло решено принципиально иначе: его боковой фасад представляет собой систему озелененных террас, спускающихся к полностью озелененной кровле подземной парковки.

И если Кемпа – это зеленый оазис, который необходимо «подключить» к основным артериям города, то гостиницу, больше всего похожую на трансатлантический лайнер, архитекторы, наоборот, стремились привязать к воде. С набережной Южного Буга здание отеля связано прогулочной зоной, которая развивается по обе стороны моста и дополнена нижней набережной, выполненной в легких деревянных конструкциях по металлическим сваям.


Переглядів: 26065
Поширень: 0