В Министерстве здравоохранения Украины готовятся изменения в законодательство, предлагающие ввести презумпцию согласия на изъятие органов после смерти человека и пересадки их другим людям, сообщил главный трансплантолог Минздрава Украины Александр Никоненко.

В среднем годовая потребность Украины в трансплантации почки измеряется 2 тысячами трансплантаций в год, печени — 1 тысячей, сердца — от 800 до 1 тысячи. «На сегодняшний день мы можем сказать, что мы даже 1% не выполняем всего необходимого. В прошлом году мы выполнили всего 86 трансплантаций почки, 14 трансплантаций печени и 1 трансплантацию сердца. Вот такой объем работы, который выполнен в Украине», — отметил Никоненко.

Проблема, несомненно, очень важна для общества. Тысячи людей остаются без надежды продлить свою жизнь после пересадки органа, так как в Украине закон разрешает пересадку органов только от близких родственников. Те, кто хочет совершить подобную операцию от чужого донора или пересадку органа умершего человека, вынуждены ехать за границу, чаще всего в Россию или Беларусь, где эти операции не носят противозаконного характера.

В большинстве цивилизованных стран существует правило, когда человек еще при жизни подписывает согласие о том, что в случае его внезапной смерти его органы могут быть использованы для трансплантации. Это ни у кого не вызывает неприятия. Более того, и церковь не отрицает посмертного донорства органов, ведь считается, что Богу принадлежит душа, а органы должны служить людям на земле.

Но подводные камни совсем не в том, что наши специалисты якобы не могут выполнять пересадку на зарубежном уровне, и даже не в том, что люди отказываются предоставить свои органы для трансплантации. В стране работает семь трансплантационных центров, и есть прекрасные хирурги, готовые провести операцию любой сложности. Дело в несовершенстве нашего законодательства и криминализации государства.

Интернет заполнен сотнями объявлений, в которых граждане Украины предлагают продать свою почку, костный мозг, роговицу глаза. «Черный» прейскурант: сердце — $250000, печень — $5000-55000, почка — $2000-50000, костный мозг — $40000, роговица глаза — $5000.

В стране существуют частные фирмы, которые вполне официально продают за рубеж костную и хрящевую ткань умерших, роговицы, эмбриональные клетки абортированных плодов.

Напомню, что сейчас идет суд над «черными трансплантологами», которые обвиняются в незаконной пересадке почек пациентам. Как заявляет главный следователь МВД: «Всего по делу проходят шесть человек, трое из них — врачи. Все арестованы. Кроме того, встал вопрос о привлечении еще одного ведущего хирурга клиники Шалимова. Он сделал две операции: в одном случае вырезал почку, в другом — вшил. По нашему законодательству, только родные могут бесплатно отдавать органы для пересадки либо же забирать от трупного донора с согласия родственников умершего. Организатором этого бизнеса был гражданин Израиля. Доноры-украинцы получали за почку около 10 тысяч долларов в то время, как реципиенты-израильтяне платили за операцию по 100 тысяч. Операции проводились в Баку. Врачи уже больше года сидят в тюрьме, а больные, которых они за это время могли бы спасти, умирают без квалифицированной медицинской помощи.

Законодательное урегулирование вопроса пересадки органов просто необходимо. Но в Украине криминалитет прочно сросся с властью. Милиция «крышует» преступников, а иногда и сами «оборотни в погонах» организуют банды, занимающиеся рэкетом, убийствами, ограблениями. В отделениях милиции убивают задержанных. Прокуратура «хоронит» дела, не доводя до суда. Суды коррумпированы и за деньги принимают любое решение.

В этих условиях пересадка органов может стать источником сверхдоходов для криминальных структур и теневого частного бизнеса. Украина, имея такие правоохранительные органы и такую судебную власть, очень быстро превратится в мирового лидера трансплантации органов и центром «черной» трансплантологии. Обнищавшие украинцы, для того чтобы выжить, начнут массово распродавать себя по частям. Матери-алкоголички станут продавать на органы своих детей. Детские дома, некоторые из которых уже сегодня превращены в дома терпимости для высокопоставленных педофилов, станут предлагать трансплантологам своих воспитанников — мы, наверное, подзабыли, как наших сирот усыновляли иностранцы и потом выяснялось, что эти дети не стоят на консульском учете, судьба многих — неизвестна. Украина станет экспортировать не только металл и зерно, но и органы. Потом обнаружится, что главные экспортеры человеческого материала — юридически на оффшорах, а физически — в парламенте.

В Украине пока нет частных клиник, занимающихся пересадкой органов, только государственные бюджетные учреждения. Стоимость операции составляет порядка 5000 гривен. Сделать бизнес на чужой почке в условиях сельской или районной больницы невозможно. Требуется соблюдение многих условий. В течение суток эта почка должна быть пересажена больному. Но если трансплантация будет поставлена в ближайшее время на поток структурами, близкими к заинтересованным чиновникам высшего ранга и депутатам, то любые вопросы будут быстро решены. Не факт, что наши нищие врачи не пойдут на противозаконные действия, для того чтобы заработать несколько тысяч долларов. В результате, в случае скандала с пересадкой органов, на скамье подсудимых опять окажутся простые медики, а организаторы незаконного трансплантационного бизнеса будут собирать десятки миллионов на своих банковских счетах за рубежом. Они всегда найдут новых врачей на место тех, кого осудят или убьют до суда.

Да, изменения в закон о трансплантации необходимы, но в нашей ли криминальной стране, не способной на строжайший государственный контроль за пересадкой органов? Невозможность наладить такой контроль вследствие коррумпированности и алчности самих контролеров превратит намерения излечить тысячи больных, которым нужны донорские органы, в кровавый криминальный бизнес.


Переглядів: 2412
Поширень: 0