При этом, чтобы профинансировать расходы бюджета в полном объеме, депутаты пошли на беспрецедентный и рискованный шаг – разрешили Министерству финансов потратить более 12 млрд грн, находящихся на едином казначейском счете. Таким образом, в 2009 году правительство может остаться без переходящих остатков, из которых финансируются социальные программы в начале января. Однако эксперты не видят в этом проблемы даже в условиях уменьшения налоговых поступлений.

За принятие законопроекта #3308 "О внесении изменений в закон \'О государственном бюджете на 2008 год\'", поданного Кабинетом министров еще 11 ноября, в пятницу проголосовали 266 народных депутатов фракций БЮТ, "Наша Украина–Народная самооборона" (НУНС), блока Литвина и Компартии. Поправки к бюджету рассматривались без визы профильного комитета, который не смог принять решения из-за отсутствия кворума.

За полмесяца до конца года депутаты согласились существенно пересмотреть показатели бюджета: его доходы увеличены до 235,771 млрд грн (+11,11 млрд грн), расходы – до 258,359 млрд грн (+13,308 млрд грн). Львиную долю дополнительных средств в общий фонд бюджета должна будет направить Гостаможня за счет перевыполнения плана по сбору НДС с импорта – он увеличен на 14,158 млрд грн, до 80,359 млрд грн. Учитывая, что за 11 месяцев таможня получила НДС сверх плана 12,94 млрд грн (всего 73,98 млрд грн), в декабре ей осталось добрать всего 1,218 млрд грн. Однако еще в ноябре Гостаможня начала срывать выполнение бюджетного расписания, заявив о снижении объемов импорта и спрогнозировав недобор налогов в конце года. Нехватку денег, скорее всего, покроют сверхдоходами от налога на прибыль. План по его сбору остался неизменным, тогда как в ГНАУ обещали перечислить за год на 5 млрд грн больше. С учетом роста суммы возмещения НДС на 8,066 млрд грн доходы общего фонда бюджета должны были вырасти на 7,111 млрд грн.

В пятницу в сессионном зале Рады заместитель министра финансов Анатолий Мярковский заявил депутатам, что в связи с экономическим кризисом резко сократились поступления от внутреннего НДС, поэтому план для Государственной налоговой администрации необходимо снизить на 4 млрд грн. Как сообщал Ъ, именно такую сумму налоговики планировали недополучить по итогам года – они неоднократно подчеркивали, что план по сбору налога не выполнялся весь год (см. Ъ от 25 ноября).

Правительство тут же нашло способ выполнить бюджет, не пересматривая его расходы. Минфин снизил план поступлений от приватизации на 8,316 млрд, до 607 млн грн, и предложил увеличить дефицит бюджета на 2,198 млрд грн, до 21,02 млрд грн, что составляет 2,19% от номинального ВВП и означает, что Минфин не сдержит свое обещание удержать дефицит на уровне 1%. Увеличение расходов бюджета, в частности выделение НАК "Нафтогаз Украины" на компенсацию разницы в тарифах 3,2 млрд грн, а Пенсионному фонду на выплату пенсий в январе и увеличение пенсий шахтерам – 6,6 млрд грн, фактически будет профинансировано за счет ОВГЗ (+2,998 млрд грн; их купил НБУ) и расходования средств единого казначейского счета (ЕКС).

С учетом недобора по НДС в 4 млрд грн из переходящих остатков Кабмина будет взято не 2,6 млрд грн, а 6,6 млрд грн и одновременно уменьшена сумма наличных средств Госказначейства на 5,717 млрд грн. Это оказалось для Минфина приемлемо, ведь на ЕКС к 11 декабря находилось 18,2 млрд грн. "То есть еще останутся средства, которые мы потом восстановим за пять лет",– заявил господин Мярковский.

Впрочем, депутаты хотя и поддержали такое расходование денег, напомнили, что на ЕКС нет "свободных средств". На нем хранятся деньги бюджетных распорядителей, выделенных им из бюджета. "Но ряд программ может быть не выполнен: кто-то тендер не проводил, где-то контракты сорвались, где-то оплата не прошла. Поэтому свободные средства могут появиться в ходе выполнения бюджета в конце года (31 декабря.–Ъ)",– объяснил глава парламентского комитета по вопросам бюджета Николай Деркач (блок Литвина). До этого времени только правительство может знать, сколько средств из названных 18,2 млрд грн являются действительно свободными. Депутат Павел Жебривский (НУНС) напомнил, что в предыдущие годы переходные остатки составляли не меньше 6-7 млрд грн.

Переходящие остатки ЕКС традиционно используются для покрытия ежегодно возникающих кассовых разрывов бюджета, ведь защищенные статьи необходимо финансировать уже в начале января, а срок уплаты многих налогов приходится на конец месяца. Например, внутренний НДС платится до 20 числа, а налог на прибыль за минувший год – только в феврале. При этом таможенники, перечисляющие деньги в бюджет ежедневно, последние два месяца говорят о сокращении импортных операций.

Учитывая, что "запас прочности" Кабмин израсходует еще до конца года, в начале 2009-го он рискует столкнуться с минимальными остатками на ЕКС и проблемой невозможности выполнять свои социальные обязательства в полном объеме. В секретариате президента подсчитали, что дефицит бюджета в I квартале составит 5,4 млрд грн, а дефицит Пенсионного фонда – 4,2 млрд грн. По словам собеседника Ъ в секретариате, источники покрытия "дыры" в 9,6 млрд грн им неизвестны. Отметим, ранее в Компартии заявляли, что не поддержат вмешательство в ЕКС, но при голосовании бюджета во втором чтении почти в полном составе поддержали его.

Президент Украинского общества финансовых аналитиков Юрий Прозоров говорит, что остаток средств на ЕКС давал уверенность в завтрашнем дне и если его потратят, необходимо будет срочно принять бюджет на 2009 год, чтобы найти источники финансирования социальных статей в начале года. Впрочем, не все эксперты видят риски в отсутствии у государства финансового резерва. "Если на счету будет ноль, это хорошо. Это говорит о сбалансированности бюджета, о том, что все полученные доходы потрачены на нужды общества",– считает директор департамента налоговой политики Института бюджета и социально-экономических исследований Артем Рудык.


Переглядів: 2706
Поширень: 0