Цифры - вещь упрямая: украинцы чаще болеют и раньше умирают, чем в тех же европейских странах. Государство хочет эффективнее использовать бюджетные деньги, пытаясь выстроить новую систему оказания медицинской помощи. Начнут в Донецке, Днепропетровске, Виннице и Полтаве.

Эксперимент рассчитан на три года, и должен показать, во что могут превратиться привычные нам поликлиники и сельские амбулатории. Об этом - Алла Щелычева.

Их осталось всего семеро - медсестры и врач. Единственный, "семейный" и он же - главный. Владимир Кавун дозором обходит пустые палаты бывшего стационарного отделения.

Владимир Кавун, заведующий врачебной амбулаторией села Ковалёвка:
- Пусто. Є і кроваті, є і матраси - в даній палаті їх немає, їх забрали - є матраси, є тумбочки, і стільчики, є медичний персонал. Тільки дайте хворих, хворих, будь ласка!

Отделение на тридцать коек в селе Ковалевка закрыли два года назад. Отрезали свет, тепло. Сокращение медики переживали, словно личное горе. Боялись, что и вовсе останутся без работы. А ведь здесь можно было бы открыть хоспис, почти шепотом говорит Владимир Кавун.

Владимир Кавун, заведующий врачебной амбулаторией села Ковалёвка:
- Таке віділення, така база - це навіть гріх було б оставити її в такому вигляді, як воно єсть.
Надежда на стабильную работу в Ковалевке появилась недавно, как только здесь услышали о реформе. Ведь Винницкий регион - один из четырех пилотных, где начнутся изменения.

Предполагается два основных принципа.
Первый: область делят на так называемые "госпитальные округи". По площади - это два или три района. Население - 150 тысяч человек. Из существующих райбольниц выбирают более подходящую и делают из нее окружную, стягивая туда все лучшие умы, руки и оборудование. В итоге должна получиться многопрофильная клиника.

Ирина Акимова, первый заместитель главы Администрации президента Украины:
- Для нас сейчас задача - убрать те медицинские учреждения, которые не могут по своему функционалу, не могут предоставлять качественные услуги. Объединить их - речь не идет об увольнении врачей - речь идет о перестройке системы. Сократить количество неэффективных больниц, слив их в единые мощные центры.

"Убрать" - значит перепрофилировать, поясняют в Винницкой обладминистрации. Любовь Спиридонова - одна из кураторов проекта - показывает несколько вариантов создания округов. В регионе почти закончили инвентаризацию больниц и поликлиник. Теперь решают, что с ними делать.

Любовь Спиридонова, заместитель главы Винницкой обладминистрации:
- Ось з тих лікарень, які ми будемо реорганізовувати, ми маємо подивитися, яка база якої лікарні найкраще підходить, щоб ми її визначили як лікарню для хронічно хворих. Це може бути заклад реабілітаційного характеру, це може бути хоспіс.

Вариантов несколько. Выбор определит оборудование, которое уже есть в медучреждении, и квалификация врачей. Но выполнить все требования реформы для чиновников пока очень сложно. Ведь остается полная неясность с транспортным сообщением.

Алла Щёлычева, корреспондент:
- Самое главное, по мнению авторов реформы, чтобы в госпитальном округе работал принцип "20 минут". То есть за это время - не позже - скорая должна доставить больного в медучреждение. Даже из самого отдаленного села или хутора. И теперь при делении на округи местные чиновники должны учитывать еще и эту проблему.

Выбоины и ямы - в пору подумать о вертолете, считают в обладминистрации. Но пока только подумывают.
Это корпуса немировской больницы. Поликлиника, роддом, операционные. Главврач Александр Конотоп надеется, что его районная лечебница превратится в окружную.

- Тут оббито, тут уже снято, тут подготовлено тоже, здесь все, проводка меняется.

Это будущее отделение гемодиализа. Его начали строить задолго до реформы. Закончить планируют через три месяца. И позвать на работу почти тридцать сотрудников. Если больница станет центральной в округе, то медработников нужно будет еще больше.

Александр Конотоп, главный врач Немировской районной больницы:
- Новые рабочие места обязательно будут. Хотим мы этого или нет, но это хорошо для района и для любой госпитальной базы. Потому что там, где будет идти укрупнение, там будет и дополнительное количество людей, которые должны будут работать.

Персонал придется набирать и в другие отделения, например в родильное.
Здесь готовы принимать и больше. Есть и палаты, и оборудование. По планам реформирования, роддом останется только в окружной больнице, чтобы принимать не меньше 400 родов в год.

То же самое и с обычными операциями: все будут делать в центре, около четырех тысяч ежегодно. Это, на языке чиновников, "оптимизация" - и сил, и средств. Поскольку, например, новое операционное оборудование закупать будут уже не в три районные больницы, а одну - окружную. Самих эскулапов авторы реформы хотят переучить.

Ирина Акимова, первый заместитель главы Администрации президента Украины:
- Люди не теряют работу. Просто в рамках сети новых мед учреждений они перепрофилируются. Нам нужно больше семейных врачей. Они появятся не только из людей, которые придут со студенческой скамьи, они появятся из тех специалистов, которые сейчас работают в больницах и которые перепрофилируются на такую нужную специальность.

То есть, если тот же окулист из райбольницы не попадает по специальности в окружную, то ему, скорее всего, придется переквалицироваться в семейного врача.

Тамила Рубаник закончила такие курсы три года назад. До этого проработала терапевтом более двадцати лет. Теперь лечит всех - и стариков, и младенцев. Но перед детскими болезнями пасует до сих пор.

Тамила Рубаник, семейный врач:
- Человек - он не может быть всесторонне знающим, как, я не знаю, как Эйнштейн. Потому что каждый, конечно, захочет привести своего ребенка к тому, кто раньше был педиатром. А папу и маму привести к тому, кто раньше был терапевтом.

Слишком высокие требования, слишком большая ответственность и слишком мало времени - это пугает врачей со стажем. Но таков второй принцип реформы: поделить систему медпомощи на три уровня.

Итак, семейные врачи - это так называемый первичный уровень. То есть пациенты со всеми своими недугами в первую очередь пойдут на прием к ним. Врач ставит диагноз и решает, нужно ли дальнейшее лечение. Если да - то направляет в окружную больницу. Если случай очень сложный, больной едет уже в областную клинику.

Но помочь всем тяжелым пациентам в областном центре не всегда могут. Старая техническая база не позволяет делать сложнейшие операции.

Александр Жупанов, главный врач Винницкой областной больницы имени Николая Пирогова:
- То, что мы не можем сегодня делать - не потому, что у нас нет рук или нет специалистов. Просто у нас нет оборудования и даже возможности его установить в тех старых корпусах, которым уже много лет.

Инженерные сети столетних зданий уже не выдерживают напряжения. А новый хирургический корпус строят больше 10 лет. И если государство не поможет, говорят местные чиновники, то до конца реформы его и не построят. А значит, пилотный проект может провалиться.

Александр Жупанов, главный врач Винницкой областной больницы имени Николая Пирогова:
- Мы не можем загружать столичные клиники своими пациентам, если мы можем все сделать здесь.

Сейчас в Виннице ждут закон, который закрепит основы медицинской реформы. Тогда с первого января начнется полномасштабная работа. Результаты пилотных регионов - а это Винница, Донецк, Днепропетровск и Полтава - в Киеве оценят только через три года. И только после этого реформу начнут внедрять по всей стране.


Переглядів: 5707
Поширень: 0