Далеко не каждый город мог похвастать такой коллекцией самолетов. Разве что только тот, где располагались музеи гражданской авиации. Интересно, чьей волей наш город получил в то время эти три лайнера?

Сегодня эти самолеты могли бы стать визитной карточкой нашего города, его украшением, как и тогда. Ведь это были очень интересные модели пассажирских самолетов СССР, а две из них на сегодня даже уникальны. К сожалению ни один самолет до наших дней не сохранился. Первые годы независимости уничтожили их.

ИЛ-14

ИЛ-14 - первый крупносерийный пассажирский лайнер СССР. Он был создан после войны в конструкторском бюро С. В. Ильюшина для пассажирских линий средней и малой протяженности.
Ил-14 в середине 1950-х годов стал основным магистральным самолётом Аэрофлота. Самолёты Ил-14П (18 пассажирских мест) и Ил-14М (24 места) до начала 1960-х являлись основными типами советских пассажирских самолётов на магистральных внутренних и международных воздушных линиях. Полеты на нем оставляли впечатление комфортабельности, надежности, быстроты, хотя крейсерская скорость его не превышала 350 километров в час. После внедрения на авиалиниях СССР газотурбинных пассажирских самолётов Ан-24, Ил-14 стали использоваться на местных воздушных линиях.

Простота эксплуатации и ремонта, заложенная в конструкции, также способствовала закреплению его доброй репутации у пилотов и техников. Самолет этой модели выпускался с 1953 по 1959 год. Всего было произведено немногим более 1000 лайнеров.

Вот видите, какой уникальный самолет долгое время стоял во внутреннем дворике Дома Офицеров, выглядывая носом на проспект Коцюбинского. У него даже был трап, но попасть внутрь этого самолета лично мне не удалось. Я только снаружи как-то попытался попробывать провернуть винты - но это мне не удалось.

По информации винничанина Вадима Постернака в самолете изначально был оборудован детский кинотеатр. Бухгалтерша дома офицеров в форме стюардессы продавала билеты на сеансы. К концу 80-х кинотеатр стал потихоньку приходить в упадок. Сперва работал только по праздником, потом его вовсе закрыли. Долгое время стоял как авиапамятник. Несколько раз подвергался попыткам вандализма - было несколько поджогов. После очередного самолет порезали на части и увезли...

Примерно в 1991 году этот самолет был первым из трёх порезан на лом. Общественность города тогда безмолвно молчала. Ни одна газета не написала об этом. Он просто однажды тихо исчез, просто испарилось 12 тонн алюминия.

На сегодня таких самолетов в мире практически не осталось. Все что сохранились - можно пересчитать на пальцах. Вот так Винница потеряла свой уникальный самолет.

Фотографии винницкого ИЛ-14 в 1989 году

Фотографии винницкого ИЛ-14 в 1989 году

Фотографии винницкого ИЛ-14 в 1989 году

Фотографии винницкого ИЛ-14 в 1989 году

Фотографии винницкого ИЛ-14 в 1989 году

ТУ-104

Это прославленный реактивный первенец Аэрофлота Ту-104. Благодаря ему наша страна в сентябре 1956 года открыла новую эру в мировом воздушном транспорте - эру реактивной пассажирской авиации.

Историческая справка этого борта: Ту-104А (9350904 СССР-42455)

Произведен в сентябре 1959 года. 9 октября 1959 года поступил в Узбекское УГА (УзУГА) Ташкентский ОАО (а/п Ташкент-Южный). Зарегистрирован, как СССР-42455, 29 октября 1959 года. 2 февраля 1962 году передан в Грузинское УГА (ГУГА) 112 ЛО (а/п Тбилиси-Новоалексеевка). 18 октября 1977 года передан в Украинское УГА (УкрУГА). Был переоборудован в вариант Ту-104В на 100 пассажирских мест. Списан 20 ноября 1979 года по отработке межремонтного ресурса. Установлен позже как авиапамятник в г. Винница (Украина) на детской площадке, вблизи автовокзала, по улице Киевской. Использовался как детский кинотеатр "ТУ-104".

Демонтирован и утилизирован осенью 1991 года. На месте авиапамятника построена греко-католическая церковь.

Когда данный самолет был кинотеатром, мне к сожалению побывать в нем не удалось. Но помню, что возле него был стенд с афишей сеансов.

Потом, в середине 80-х годов, входные лестницы убрали. Самолет несколько лет стоял закрытым и недоступным. После появилась новая лестница, вероятно часть настоящего самоходного трапа. Для чего вдруг появился этот новый трап? Возможно были виды на восстановление самолета как памятника или музея. Позже кто-то взломал дверь и детвора Винницы смогла беспрепятственно попадать внутрь лайнера. Это стал самый настоящий самолёт нашего детства. Хотя внутри ровным счетом ничего не было, но это был настоящий самолет! Салон был пуст: пассажирские кресла отсутствовали, только частично сохранилась внутренняя оббивка. Но зато была практически цела кабина пилотов: штурвалы работали, панель приборов тоже была частично в сборе. Иногда приходилось занимать очередь, что бы сесть за штурвал.

Кто хотел - вылазили через аварийные люки на крылья самолета. А кто более смелый - подходил на самый край крыла и качал его.

Взрослым видимо не нравилось, что дети лазят по самолету. Поэтому иногда дверь закрывали навесным замком на петлях. Мы нашли способ попадать в самолет через отсек передней стойки шасси - через люк. Тогда этот отсек заварили решеткой. Но через некоторое время благополучно исчез замок на двери вместе с петлями, и мы снова были внутри.
Это был самолет детей 80-х!

ТУ-104 был первым пассажирским реактивным самолетом мира, который достигал скорости до 1000 км\\ч и брал на борт до 100 пассажиров. В этом была уникальность этого самолета, того, который стоял на улице Киевской. И если бы данный борт сохранился до наших дней, мы могли бы его с гордостью показывать гостям города как одну из достопримечательностей.

Фото винницкого самолета ТУ-104 в аэропорту "Борисполь" (конец 70-х гг ХХ века)

Фото винницкого самолета ТУ-104 в аэропорту "Борисполь" (конец 70-х гг ХХ века)

Детский кинотеатр "ТУ-104". Фото 80-х годов ХХ века

Детский кинотеатр "ТУ-104". Фото 80-х годов ХХ века

Детский кинотеатр "ТУ-104". Фото 80-х годов ХХ века

Вид самолета в конце 80-х - начале 90-х годов ХХ века Старый трап заменен на новый.

Вид самолета в конце 80-х - начале 90-х годов ХХ века Старый трап заменен на новый.

Кабина пилотов и штурмана - любимое место местной детворы. Садись и взлетай...

Кабина пилотов и штурмана - любимое место местной детворы. Садись и взлетай...

Под самолетом

Под самолетом

Один из трёх постаментов, на котором стоял ТУ-104 завалялся на задворках церкви

Один из трёх постаментов, на котором стоял ТУ-104 завалялся на задворках церкви

АН-24

Тип воздушного судна: АН-24РВ
Регистрационный номер: СССР-46281

Историческая справка этого борта:

Дата регистрации: 27 октября 1967 года. С этого времени эксплуатировался в Армянском УГА. 18 апреля 1972 года передан в Кировоградскую ШВЛП. Списан в 1983 году, вскоре после списания установлен в г. Виннице на ул.Чехова напротив проходной авиаремзавода. По другой информации, установлен там в 1979 году, а официально списан в 1983.

Утилизирован в 1994-1995 году, его отдельные части долгое время валялись на винницкой свалке "Вторцветмет".

В силу того, что сам самолет находился в отдалении от центра города, вероятно что был просто авиапамятником и никаких других смежных функций не выполнял. Стационарных трапов возле него не было. Стоял напротив проходной авиаремонтного завода. Открытым его не видел. Пару раз пытались вскарабкаться, что бы посмотреть в его иллюминаторы. Помню, вроде были видны пассажирские кресла.

Ан-24 - первый турбовинтовой пассажирский самолёт для линий малой и средней протяжённости. Дальность полёта: 2000 км. Крейсерская скорость: 450 км/ч. Максимальная взлётная масса: 21 т.

Как видим, эти модели винницких самолетов были первенцами эпох советского авиасторения, и несли на своих крыльях историческую нагрузку. Но в начале 90-х это вдруг стало никому не нужным и они просто однажды исчезли. Да что говорить, в те годы город потерял аэропорт, то что говорить о трех старых списанных самолетах. Они в свое время удивляли гостей города и радовали детей. И мы помним их.

Так кто же собрал эти самолеты в Виннице? Как они тут оказывались? В чем был замысел? Наш город обладал небольшой коллекцией достаточно уникальных пассажирских самолетов. Мне кажется это происходило неспроста.

Может кто то знает предысторию появления этих самолетов в Виннице и может ответить - кто и зачем собрал их в нашем городе?



Переглядів: 15808
Поширень: 0